Антиинфляционная политика Российской федерации, страница 10

Расходы консолидированного бюджета в реальном выражении, при исключении влияния роста цен (по дан­ным Института экономики переходного периода) в 1995 г. составляли 37% от расходов 1991 г., или сократились в 2,7 раза больше, чем уменьшился объем ВВП. Вызвано это снижением реальной базы платежей в бюджет из-за со­кращения объемов производства товаров и услуг, а также увеличением в связи с либерализацией экономики доли доходов, остающихся в распоряжении предприятий, орга­низаций и населения, прежде всего в частном и смешан­ном секторах, теневой экономике. Результаты бюджетной политики видны из приведенной в табл. 2 динамики отно­шения дефицита федерального бюджета к ВВП.

Либерализация экономики при кризисном ее состоя­нии сопровождалась возрастанием размеров бюджетного дефицита, особенно в 1994 г., когда он по отношению к ВВП удвоился. Объясняется это прекращением финанси­рования дефицита за счет денежной эмиссии ЦБ РФ, о чем говорилось выше, выяснившейся затем невозможно­стью его покрытия преимущественно внешними заимство­ваниями и неразвитостью рынка ценных бумаг, широкий выпуск которых государством начался со следующего года. За счет внешних займов в 1994-1995 гг., как следует из ут­вержденных государственных бюджетов, намечалось по­крыть не менее четырех пятых бюджетного дефицита; фак­тически же из этого источника получено около половины необходимых средств, остальное изыскивалось главным образом посредством возрастающего выпуска государ­ственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ).

В результате этого в 1995 г. бюджетный дефицит по от­ношению к ВВП снизился втрое, в 1996 г. вновь увели­чился и до конца III квартала превышал рамки, утверж­денные законом о государственном бюджете на этот год (4,2% против 3,85%)). За десять месяцев прошлого года дефицит федерального бюджета был доведен до 3,5% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в январе-октяб­ре находился на более высоком уровне — 4,4% ВВП, что объяснялось повышением в его составе удельного веса бюджетов субъектов Федерации (территорий).

Переход к финансированию бюджетного дефицита путем займов и обусловленного ими увеличения госу­дарственного долга нередко называют не инфляционным способом мобилизации необходимых государству денеж­ных средств, так как он не ведет прямо к повышению уровня цен. Такие оценки верны, по нашему мнению, лишь в той мере, в какой сокращение эмиссии компен­сируется увеличением внешних и внутренних заимство­ваний. Использование кредитных источников финанси­рования дефицита государственного бюджета не закры­вает в принципе каналы инфляции, а лишь сдвигает их по времени в будущее, поскольку взятые кредиты не­обходимо возвращать, выплачивая высокие проценты.

(В настоящее время механизм обслуживания госу­дарственного долга строится по схеме обычной фи­нансовой пирамиды, когда текущие платежи обеспе­чиваются еще большими размерами займов. Уже сама по себе данная схема содержит накапливающийся с распределением по времени инфляционный потенци­ал, динамику которого можно отследить по сумме и доле расходов государственного бюджета на обслужи­вание сделанных займов (погашение государственного долга). Не инфляционными эти займы могут стать лишь тогда, когда возврат кредитов и выплата процентов будут полностью базироваться на увеличении разме­ров созданного чистого дохода или при снижении в его составе удельного веса средств на повышение денеж­ных доходов населения. Второй вариант маловероятен даже в длительной перспективе, не говоря уже об обо­зримом периоде возможной стабилизации экономики^

Нужно отметить, что поддержанию бюджетного де­фицита на сравнительно низком уровне в первые годы реформ, как и его росту в последнее время, способство­вала общая конъюнктура — в первом случае высокая ин­фляция, а во втором — низкая. В течение ряда лет бюджет разрабатывался и утверждался исходя из заниженного ее прогноза. При исполнении бюджета платежи в него посту­пали по многим статьям в больших размерах, так как ис­числялись к возросшей вследствие инфляции базе. Одно­временно инфляция уменьшала реальное содержание бюджетного финансирования, что со своей стороны уре­зало образовавшийся дефицит. При снижении ее уровня возможности использования превышения фактического темпа инфляции над прогнозируемым для уменьшения бюджетного дефицита сокращались, и теперь, когда она составляет менее одного процента в месяц, практически исчерпаны. Это обстоятельство является одной из суще­ственных причин увеличения при низком уровне инфля­ции размеров задолженности и неплатежей во всех их фор­мах, в том числе и в расчетах предприятий и организаций с государственным бюджетом, i