Антиинфляционная политика Российской федерации, страница 19

Разбухание фиктивного капитала стало возможным благодаря привлечению в эту сферу ссудного капитала, кредитной системы и прежде всего Банка России, Сбербанка, а также ряда ведущих коммерческих банков. Возникла кредитная пирамида, построенная в сфере деятельности фиктивного капитала. В 1998 г. рухнула пирамида государственных ценных бумаг и оказалась на грани крушения кредитная пирамида в банковской системе. К началу 1999 г. можно прогнозировать разо­рение и банкротство нескольких сотен мелких и средних банков. Опора делается на создание расчетно-платежного пула крупнейших бан­ков, поддерживаемых Банком России и ино­странным капиталом, который, однако, по­чувствовав большой риск в связи с преды­дущими событиями, боится потерять еще больше при крушении кредитной пирамиды.

Введение 17 августа 1998 г. моратория на 90 дней на возврат кредитов, выданных ранее иностранным капиталом российским банкам, а также неизвестная судьба государственных облигаций напугали нерезидентов, которые при­остановили свою деятельность на всех денеж­ных, кредитных и финансовых рынках России.

Еще один парадокс современного инфля­ционного процесса заключается в том, что указанные пирамиды, строившиеся в отрыве от реального сектора, подрывали денежное обращение, однако темпы инфляции при этом в 1996 - 1997 гг., согласно данным офици­альной статистики, снизились, и инфляция приняла умеренный и подавленный характер. В значительной мере это можно объяснить методами расчета официального индекса цен. Центрцен показал, что в 1997 г. инфляция в действительности была не 11%, а более 40%. Поэтому и в 1998 г. не удастся удержать ее в рамках 30%, не говоря уже о ранее объяв­ленных темпах в 5 - 8%. Все эти пирамиды, подорвавшие экономику и усилившие обесце­нение рубля, т. е. приведшие к стагфляции, -результат неверного курса государственной .-политики.

' Нельзя не отметить особенности денежно­го'обращения в России в период стагфляции. Во-первых, оказалась резко суженной сфера как наличного, так и безналичного денежного обращения. За всю историю зарубежной эко­номики нельзя найти примера подобного отечественному, когда/деньги обслуживают только 30% всех платежей, а 70% приходится на альтернативные формы расчетов, причем 40% - на бартерный и денежный взаимозачет и 30% - на квази- или суррогаты денег, которые представлены векселями, чеками и различными видами государственных бумаг (КО, КНО, ГКО, ОФЗ и т. п.). Во-вторых, самом денежном обращении  более  1/3 составляет наличное обращение и около 2/3 -безналичное. И первое, и второе свиде­тельствуют о том, что страна еще очень далека от цивилизованных форм расчетов, харак­терных  для   большинства   промышленно развитых стран. В-третьих,' в условиях недо­статка "живых" денег в обращении парадок-сально выглядит государственная политика сдерживания эмиссии денежной массы.'

Исходя из сказанного, в сфере денежно-кредитной политики следует предпринять сле­дующие неотложные меры:

укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить ис­пользование альтернативных форм расчетов;

сократить долю налично-денежного обра­щения,-но не хирургическим путем, а' на ос­нове совершенствования безналичных форм расчетов и устранения стены между наличным и безналичным оборотом;

ликвидировать неплатежи, создав тем са­мым условия для экономического роста и по­гашения задолженности путем взаимозачета и оплаты сальдо за счет кредита. Кредитная экспансия необходима в настоящее время и для оживления экономики, и для погашения неплатежей.

Нужно принять также меры по повыше­нию ликвидности коммерческих банков, рас­ширить возможности для направления средств в экономику на цели развития производства и инвестиций, к пополнению оборотного капи­тала предпринимателей. В настоящее время активы коммерческих банков в значительной мере связаны с фиктивным капиталом," госу­дарственными бумагами, вложениями в ино­странные активы, при этом в подавляющем размере в форме краткосрочных кредитов.