Антиинфляционная политика Российской федерации, страница 11

Данные о задолженности и неплатежах стали обоб­щаться статистикой в оперативном режиме (с месячной периодичностью) с 1994 г., когда эта проблема особенно обострилась. Ситуация в этой области отра­жена в табл.4 показателями отношения среднегодовых размеров просроченной задолженности к ВВП.

Таблица 4 Увеличение просроченной задолженности (в % к ВВП)

1996 г.

1994 г.

1995 Г.

(январь-октябрь)

Кредиторской

9.8

23,3

26,7

в том числе по платежам в бюджет

1,7

2,3

5,9

Дебиторской

9,3

7,8

17,4

по выплате заработной платы предприятиями

0,6

1,5

1.8

В 1995 г. отношение просроченной кредиторской за­долженности и задолженности по заработной плате к ВВП увеличилось почти в 2,5 раза, что в сочетании со сжатием денежной массы еще более усложнило усло­вия хозяйственной деятельности предприятий. Процесс роста задолженности не приостановлен, несмотря на предпринимавшиеся меры, и в 1996 г.

С учетом этого нельзя согласиться с получившими рас­пространение в материалах экономических ведомств и пуб­ликациях утверждениями, что в последние два года достиг­нута финансовая стабилизация экономики. Точнее было бы говорить о некоторых ее признаках в форме снижения уровня инфляции и удержании в относительно допустимых и кон­тролируемых границах дефицита государственного бюдже­та. Формула стабилизации неприменима, однако, к финан­совому положению реальной экономики — большей части предприятий, финансовое состояние которых предопреде­ляет в конечном счете устойчивость всей финансовой сис­темы страны. Слабость базы финансовой стабилизации под­тверждается не только отмеченным выше ростом задол­женности, но и такими процессами, как увеличение доли убыточных предприятий, снижение рентабельности, со­кращение в январе-октябре 1996 г. прибыли, полученной в промышленности (по отношению к тому же периоду про­шлого года) на 49%, строительстве — на 16% и на транс­порте — на 48% (в фактических ценах).

5. Кредитная политика.

Кредитная политика. Показатели табл.2 подтверждают ужесточение и этого рычага регулирования инфляции, хотя на старте реформ он применялся в относительно меньшей степени. Так, при либерализации экономики в 1992 г. для уменьшения размеров возросших в связи с повышением цен долгов предприятий осуществлялся их взаимный зачет, для чего, как и в дореформенный пери­од, привлекались кредиты ЦБ РФ. В последующие годы подобная практика не использовалась. Кредит становил­ся более дорогим и, по существу, стал недоступным для многих предприятий и организаций, тем более, что ре­сурсы сконцентрировались в преобладающей массе в коммерческих банках, предоставлявших средства исходя из рыночных условий, учитывающих, в частности, ин­фляционные ожидания и высокую стоимость кредита.

Учетная ставка ЦБ РФ по централизованным кре­дитам (ставка рефинансирования) увеличилась с 20% годовых в 1991 г. до 80% в 1992 г. В 1993 г. она составляла 210%, в 1994 г. — 180% и в 1995 г. — 160%. Еще выше была она по коммерческим кредитам. Некоторый перелом ситуации обозначился лишь в 1996 г., когда учетная ставка уменьшилась к ноябрю до 48% годовых.

К тому же имевшиеся у банков и населения средства направлялись не на кредитование реальной экономики, а преимущественно на валютные операции и с формирова­нием фондового рынка государственных ценных бумаг — на их приобретение, что давало более высокий и гаранти­рованный доход. Несмотря на снижение уровня инфляции, процент за кредит оставался высоким, его ставка умень­шалась гораздо медленнее, чем динамика цен. Все это обус­ловило меньшую привлекательность инвестиционного рынка по сравнению с фондовым рынком государствен­ных ценных бумаг и привело к дальнейшему углублению инвестиционного спада. Состояние кредитной и инвести­ционной сфер характеризуется также тем, что в составе кредитных вложений увеличилась доля краткосрочных кре­дитов и сократился удельный вес долгосрочных.