Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 5

Как показало исследование, моряки различными способами сохраняют свое личное пространство — путем сужения круга доверительного общения (при сохранении поверхностных контактов с остальным экипажем), такой организации своих пространственных перемещений и временных ритмов, которая позволяет не встречаться с соседями по каюте или с остальным экипажем в целом (например, приходят в кают-компанию тогда, когда большинство членов экипажа уже закончили трапезничать). Кроме того, моряки специфически разграничивают бытовую и производственную сферы жизнедеятельности — путем «одомашнивания» кают (с помощью скарба, цветов, личной техники и пр.), формирования негласных норм поведения, предполагающих «уважение частных владений», ритуализации посещения кают (с использованием предварительных договоренностей и пр.). Функцией данного процесса является адаптация к условиям совмещенных труда и отдыха в рамках движущегося технического объекта; отсутствие компенсации утомления в эмоциональном плане и, соответственно, увеличение нервно-психического напряжения моряков; ухудшение социально-психологического климата, возрастание конфликтного напряжения в экипаже.

Следствиями организационных и управленческих особенностей в социально-психологическом плане являются:

- формирование специфических неофициальных микрогрупп на основе совпадения режима труда и отдыха. Другими словами, исследование показало, что между членами экипажа, периоды работы и отдыха которых совпадают (например, одна вахта), нередко формируются устойчивые дружеские отношения. Учитывая описанное выше смешение личной и деловой сфер взаимоотношений, этот процесс накладывает специфический отпечаток на отношения в экипаже в целом;

- формирование (в первую очередь у капитана, но нередко и у других представителей командного состава) авторитарного стиля руководства, при котором руководитель сам принимает решения, на подчиненных воздействует преимущественно приказами, распоряжениями, не подлежащими обсуждению, над всеми действиями подчиненных осуществляет жесткий контроль, инициативу пресекает (в крайних формах — это «тирания», грубость, пренебрежение достоинством людей, безнравственность, жестокость). Формированию данного стиля руководства способствует не только уставная система отношений, но и особые условия труда сами по себе (в слабоструктурированных ситуациях с низким уровнем контроля над окружающей средой наиболее эффективен именно этот стиль).

Необходимо отметить, что для психологии принципиально различение больших и малых социальных групп, т.к. они характеризуются разными особенностями. Однако данное исследование больших морских экипажей показало, что они обладают одновременно характеристиками и больших, и малых социальных групп.

К признакам больших организованных групп (производственных общностей) относятся:

- сохранение судовых традиций, обычаев «сквозь» сменяющиеся экипажи, что проявляется в сохранении на определенном судне на протяжении 2–3 десятков лет особенностей стилистики руководства, некоторых норм поведения. Вероятная функция данного процесса — сохранение определенной стабильности «социальной организации» на фоне меняющихся членов команды;

- наличие сленга, специфических словообразований, являющихся продуктом фольклора и обозначающих участки технологического процесса, некоторые должности и т.п. (примеры таких словообразований на рыбообрабатывающем судне: «поле чудес», «луноход» — названия производственных участков рыбообрабатывающего конвейера; «враги» — соседи по каюте, работающие в другую смену; «мальчик-такси» — название должности матроса-рыбообработчика, выполняющего определенную функцию).

Признаком больших стихийных групп является циркуляция слухов. В больших экипажах формируются слухи трех типов:

- кратковременные (касаются реальных явлений судовой жизни, например, смены курса судна — при сообщении точной информации о географических координатах и направлении движения судна слух перестает существовать);

- средней продолжительности (касаются береговых событий либо событий, происходящих на других судах, — слух существует «до следующей связи» с берегом и уточнения информации);

- долговременные (касаются личных, «скрытых» сторон жизни членов экипажа).

Признаками малых групп являются:

- частота, непосредственность, длительность общения и взаимодействия членов экипажа друг с другом;

- формирование специфической неофициальной структуры экипажа. Как показало исследование, она состоит из трех частей:

1)  значительное количество «аутсайдеров», т.е. членов экипажа, не вовлеченных в устойчивые микросоциальные образования. Необходимо подчеркнуть, что количество таких «одиночек» оказалось неодинаковым:

- 14–17% — в береговых условиях,

- 46% — в кругосветном рейсе,

- 56% — в автономном рейсе при небольшом сроке,

- 57% — в автономном рейсе при большем сроке;

2) ряд неформальных микрогруппировок (большинство — по 2 человека, максимальная величина — 10 человек), которые формируются либо по профессиональному признаку (представители одной службы), либо по совпадению режима труда и отдыха (одна вахта), либо по интересам, либо по семейному признаку (если в экипаже есть родственники). Немаловажной их характеристикой является неодинаковость вовлеченности во взаимодействие представителей разных профессиональных групп экипажа, связанная с содержанием и организацией их трудовой деятельности;