Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 10

буксируемое судно все равно, как установила экс­пертиза, ударилось бы в стенку шлюза и повредило ее, даже если бы баржи там не было.

Экспертиза, назначенная судом для выявления фак­тических расходов истца, установила на основе ремонт­ной ведомости, что фактический ущерб, понесенный компанией ЕМСС, составляет 357 685 фр. Эта сумма подлежит взысканию с компании «Финлей».

Стоимость ремонта шлюзовых сооружений и их очистка составили 5040 фр., которые по постановлению суда были оплачены компанией ЕМСС. В отношении всех других требований суд отказал как истцу, так и ответчику, возложив оплату судебных расходов на компанию «Финлей»43.

После выявления причин столкновения наступает второй этап установления причинно-следственных свя­зей между столкновением и последовавшей за ним ги­белью или повреждением судна и груза, включая ущерб здоровью или смерть людей, возникновением загряз­нения и расходами по его ликвидации, расходами на спасение, ремонт и т. д. Для выявления указанных последствий также привлекаются эксперты: представи­тели Регистра и других классификационных обществ, сюрвейеры, страховые комиссары, представители меди­цинских учреждений, верфей, судоремонтных заводов и т. д.

Например, 12 июня 1981 г. у берегов Алжира за­падно-германский теплоход «Сломан Рангер» столк­нулся с японским танкером «Артемис Айслэнд». При столкновении по вине японского судна погибло 4 чел., оба судна получили повреждения, произошло загрязне­ние моря. Через некоторое время судно «Сломан Ран­гер» в результате потери остойчивости перевернулось вверх килем, но не утонуло, поскольку его удерживала на плаву воздушная подушка в корпусе. Голландские спасатели произвели сбор разлившейся нефти, а затем отбуксировали перевернутое судно в район порта Кар­тахена (Испания), где 29 июня 1981 г. с помощью двух судоподъемных понтонов «Гигант-21» и «Гигант-22» успешно спрямили судно.

После разгрузки и подготовки в виде временного ремонта теплоход «Сломан Рангер» был отбуксирован в порт Бремерхафен (ФРГ) на ремонт и уже в декаб­ре 1981 г. вновь вступил в строй.

Для выявления последствий столкновения была на­значена специальная экспертиза, которая установила размер убытка от столкновения, включающий стоимость временного и окончательного ремонта, убытки от про­стоя, спасательное вознаграждение, стоимость очистки моря от загрязнения и т.д., а также причинную связь между указанными убытками и столкновением44.

(Имущественная ответственность владельца столк­нувшегося судна-загрязнителя наступает в том случае, если столкновение повлекло за собой убытки, в том числе от загрязнения.

При этом ответственность судовладельца подчиняет­ся действию ряда принципов:

полное возмещение ущерба (например, в СССР ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик);

возмещение ущерба в натуре или компенсации при­чиненных убытков (ст. 457 ГК РСФСР) — на практике обычно применяется компенсация убытков;

возмещению подлежит положительный ущерб в иму­ществе, т. е. уменьшение количества имущества, и упу­щенная выгода, т. е. неполученная прибыль или доход;

потерпевший обязан не допускать увеличения раз­мера убытков и принимать меры к их уменьшению. На­пример, предотвращая гибель поврежденного танкера, нанять спасателей; ремонтируя полученные в столкно­вении повреждения, выбрать судоремонтный завод с на­именьшей возможной стоимостью ремонта и т. jyВ связи с этим английский юрист Дж. Марсден замеча­ет: «Судовладелец должен поступать в таких случаях так, как если бы он ремонтировал свое судно за свой собственный счет»45.

При гибели судна-загрязнителя в число убытков входит его стоимость по среднемировым ценам с уче­том типа, возраста, назначения, технического состояния, балансовой стоимости, амортизации. Стоимость судна определяется экспертом. На стоимость начисляются го­довые проценты (3—6%) с момента гибели по день платежа.

Если столкнувшееся судно-загрязнитель повреждено, то в число убытков включаются: вознаграждение за спасение; расходы по ликвидации загрязнения; порто­вые сборы; лоцманские расходы; стоимость найма бук­сиров; расходы: по сюрвейерному осмотру и наблюдению во время ремонта, стоимость временного и постоянного ремонта повреждений (стоимость текущего ремонта не входит в число убытков); эксплуатационные расходы, по­несенные в связи с заходом в порт-убежище; убытки от простоя в ремонте (зарплата экипажа, довольствие, топливо, вода и пр.); страховая премия, выплаченная за время простоя судна; услуги водолазов; плавкранов; •стоимость израсходованных при различных операциях материалов (тросов, гаков, скоб, цепей и т.д.); расходы по выгрузке, хранению и обратной погрузке груза, его перевалке, ремонту тары, восстановлению маркировки; расходы за время следования к ремонтной базе и ожидания ремонта; проценты за просрочку оплаты возме­щения убытков; убытки судовладельца в связи с его ответственностью перед третьими лицами за гибель или повреждение багажа и ручной клади (ст. 177 КТМ), имущества членов экипажа (ст. 46 КТМ), личных ве­щей других лиц, находящихся на судне (ст. 46 КТМ), груза (ст. 164 КТМ); расходы судовладельца на почтово-телеграфные, телетайпные и телефонные переговоры, услуги агента по установлению обстоятельств и причин аварии, сбору доказательств, на подготовку и ведение дела в иностранном судебно-арбитражном органе и т.д.46

Как видно из приведенного перечня, ^структура убытков столкнувшегося судна-загрязнителя отличает­ся от структуры убытков любого другого столкнувше­гося судна лишь наличием у владельца первого судна ответственности за убытки от загрязнения.

Как уже указывалось,убытки от загрязнения вред­ными веществами, в том числе и вследствие столкно­вения судов, слагаются из убытков от собственно за­грязнения и расходов на проведение защитных мер по ликвидации или уменьшению последствий загрязнения^ Например, убыток от загрязнения и расходов на ликви­дацию его, вызванный столкновением норвежского тан­кера «Анне Милдред Бровик» с английским судном «Пентлэнд» и утечкой 15,5 тыс. т мазута, составил свыше 900 тыс. западногерманских марок47.