Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 3

В психологии под термином «человеческий фактор» подразумеваются интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия в рамках так называемой «системы человек-машина». Современное судно и его экипаж представляют собой систему «человек-машина», тип которой можно определить следующим образом:

  1. по целевому назначению — управляющая (основной задачей человека

является управление машиной);

  1. по количеству элементов и «характеристикам человека» — полисистема

(в состав входит коллектив людей и комплекс технических устройств),

  1. многоуровневая (существует иерархия взаимодействия членов коллектива);
  2. по характеристикам машинного компонента — системотехнический

комплекс (сложная техническая система, в которой человек в процессе деятельности взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми);

  1. по типу взаимодействия человека и машины — непрерывного взаимодействия (данный тип системы «человек-машина» относится к наиболее сложным).

Условия труда моряков классифицируются как «особые» — в них профессионал подвергается периодическому воздействию экстремальных факторов (с риском возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний, увечий, угрозы для жизни).

Особые условия, в свою очередь, предъявляют повышенные требования к сработанности и сплоченности морских экипажей, к «социально-адаптационным» качествам моряков.

Экипаж судна в условиях длительного рейса как объект исследования достаточно сложен для изучения, и в первую очередь — поскольку требует исследования именно непосредственно в рейсе.

Ниже представлены результаты исследования социально-психологических особенностей больших по численности морских экипажей. В нем приняли участие 942 человека — экипажи двух плавбаз ОАО «Преображенская база тралового флота», находившихся в течение разного по длительности времени в автономных рейсах в локальном районе плавания, экипаж парусного учебного судна «Надежда» МГУ им. адм. Г.И. Невельского, находившегося в кругосветном рейсе, а также две роты курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского в «береговых» условиях. Необходимо отметить, что исследование морских экипажей проводилось непосредственно в рейсах (Охотское, Берингово, Балтийское моря), а курсанты одной из рот приняли участие в исследовании дважды — в условиях учебной деятельности «на берегу», а также в условиях учебно-профессиональной деятельности в рейсе. В исследовании использованы методы включенного наблюдения, беседы, социометрии.

Один из выводов методического плана заключается в том, что при изучении

Социально-психологических особенностей морских экипажей необходимо учитывать несколько переменных:

- тип судна — определяет штатное расписание и, соответственно, конкретный состав профессиональных групп (судовых служб) в экипаже (его формальную структуру);

- численность экипажа — экипаж малый (до 20 человек) или большой (малые и большие группы характеризуются разными социально-психологическими закономерностями);

- длительность рейса — короткий рейс или длительный (большая длительность рейса → большее воздействие негативных факторов);

- обширность «географии» рейса — локальный район пребывания судна или плавание в различных климато-географических зонах (данный параметр связан как с содержанием деятельности морских специалистов, так и с однообразием — разнообразием впечатлений, количеством «событий»);

- частота контактов с портами — автономное плавание или частые заходы в порты (заходы в порты означают прерывание социальной изоляции, компенсацию утомления от воздействия факторов судовой микросреды; предполагают также удовлетворение потребностей в информации разного рода, разнообразие и яркость впечатлений; т.е. оказывают благоприятное воздействие).

Моряки не только трудятся, но и живут в рамках автономной технической системы — судна. Как показало исследование, социально-психологическое взаимодействие в морских экипажах имеет выраженную специфику, которая обусловлена совокупностью факторов, образованных особенностями микрои макросреды, а также объективными характеристиками судов и рейсов.

Факторы микросреды

К ним относят уровень шума, естественной и искусственной освещенности, электромагнитного излучения, вибрации, газового загрязнения воздушной среды и т.п. Зависимость данных факторов от объективных характеристик судна очевидна — существует «классность» вредности судовой среды, определяемая по степени отклонения условий конкретного судна от санитарно-гигиенических норм. Стрессогенное влияние данных факторов на человека, его организм и психику тщательно изучены, разработаны рекомендации по допустимым срокам пребывания на судах того или иного класса вредности и т.д.

В данном случае важно подчеркнуть, что воздействие микросредовых факторов является своеобразным контекстом, влияние которого на функционирование экипажа как социальной группы нельзя не учитывать. Нарастание нервно-психической напряженности, накопление усталости у членов экипажа неизбежно сказываются на особенностях их взаимоотношений — ухудшается социально-психологический климат, нарастает конфликтное напряжение и т.д. По результатам исследования, значимыми для меры сплоченности экипажей, степени стремления моряков к общению и взаимодействию друг с другом оказались такие переменные, как длительность пребывания в условиях судовой микросреды и частота его прерывания (контакты с портами).

Факторы макросреды