Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 2

В соответствии с требованиями пересмотренной Международной конвенции по стандартам подготовки, дипломирования моряков и несения вахты и одноименного Кодекса (ПДМНВ-95) судовые специалисты операторского уровня (помощники капитана, механики и электромеханики) должны не только обладать соответствующими профессиональными знаниями и практическими навыками, но и уметь позаботиться как о своем здоровье и безопасности, так и о здоровье и безопасности подчиненных им членов экипажа, обеспечивать выполнение действующих дисциплинарных правил, поддерживать в судовом коллективе обстановку взаимопонимания, доброжелательности, взаимовыручки, соблюдения общепринятых нравственных норм и человеческих отношений. То есть, уметь осуществлять эффективное руководство судовым персоналом.
Следует отметить, что это одна из наиболее важных и трудных обязанностей командного состава торговых судов. В условиях многомесячного плавания вдали от Родины, дома, семьи, нередко в составе многонационального экипажа, выполнение названных выше условий требует от судовых офицеров определенных организаторских навыков, личной дисциплинированности, выдержки, умения быть требовательным и вместе с тем справедливым, общительным, но избегать панибратства; быть внимательным к людям, проявлять о них должную заботу, правильно вести себя в различных производственных и внеслужебных ситуациях.
Известно, что каждый человек - это личность со своим характером, взглядами, привычками, отношением к окружающему миру, работе, другим людям. Агентства по найму моряков на суда не подбирают судовые экипажи по признаку совместимости людей; напротив, члены экипажа - это обычно люди разные по возрасту, профессиональным знаниям, опыту работы на флоте, личностным качествам. А в многонациональном экипаже - еще и с разным родным языком, культурой, традициями, религиозными взглядами. Все они должны длительное время находиться, жить, трудиться и общаться на небольшой "территории" судна, в изолированном коллективе, вдали от привычной обстановки, родных и близких. И при этом эффективно выполнять свои служебные обязанности, установленные рейсовые задания, стойко перенося все тяготы и невзгоды морского плавания.
В то же время, как показывает практика, созданная усилиями комсостава нормальная обстановка на борту судна во многом способствует сохранению здоровья и жизни моряков, успешной работе; в критических ситуациях помогает предотвратить панику, наладить необходимые действия по борьбе за живучесть судна, спасению людей, обеспечению сохранности груза.
Вопросам организации и руководства деятельностью судовых экипажей, роли и ответственности командного состава большое внимание уделяют авторитетные морские организации - Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ), Международная палата судоходства (МПС) и др., полагая, что от знаний и поведения людей на борту судов в конечном счете зависит безопасность мореплавания, возможность защиты природной среды от загрязнений и реализации на практике современных научно-технических достижений. Поэтому в Кодексе ПДМНВ в число требований, определяющих профессиональную компетентность старших судовых офицеров, включена функция "Судовые операции и забота о людях на судне на уровне управления". Кроме других вопросов, имеется в виду знание проблем управления коллективом и относящихся к этому международных конвенций и рекомендаций, а также национального законодательства. В соответствии с требованием гл. VI (табл. A-VI/1/4) все члены экипажа должны уметь "содействовать установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне".
Под эгидой ИМО разработаны и изданы учебно-методические пособия по данной тематике - "Human Relationships", "Human Resources Management", "On-board ship Administration", которые рекомендованы для использования при подготовке судовых офицеров.
Названные документы определяют, что судовой офицер несет ответственность за обеспечение безопасности своих подчиненных, их профессиональный и культурный рост, создание на борту нормальных бытовых условий, здорового морально-психологического климата, соблюдение регламентированного Коллективным соглашением времени работы, отдыха, права на личную жизнь и др.
В этой работе, которая должна носить повседневный характер, следует опираться как на помощь старших, более опытных командиров, так и на содействие профсоюза, которое в различных ситуациях может быть весьма эффективным и способствовать росту авторитета руководителя. Так, в случае болезни, травмы в рейсе, задержки в оплате за переработанное время, разных нарушений Коллективного соглашения между судовладельцем и морским профсоюзом трудовые и социальные интересы моряков защищает профсоюз, членом которого они состоят. Для моряков, работающих на судах под иностранным флагом, важно, чтобы их профсоюз входил в Международную федерацию работников транспорта (МФТ). В этом случае их проблемы будут решаться быстро, целенаправленно, независимо от того, в каком порту находится сейчас судно.
Очевидно, проявляя должную заботу о своих подчиненных, судовые офицеры могут в необходимых случаях рекомендовать им обращаться за помощью в "родной" профсоюз, но вместе с тем удерживать моряков от неоправданных обращений в международные организации, в том числе в МФТ. Опыт свидетельствует, что такие обращения - "через голову" своего профсоюза, приводят к затягиванию решения вопроса, дополнительным расходам, вызывают негативную реакцию со стороны работодателя -судовладельца.
Следует отметить, что молодые судовые специалисты, недавние выпускники морских учебных заведений, выступая в роли руководителей на судне, нередко попадают в затруднительное положение. Обладая достаточными профессиональными знаниями, они не имеют необходимого опыта работы с людьми, навыков организации и руководства их совместной деятельностью, эффективной и безопасной эксплуатации судна, выполнения заданий рейса. Вместе с тем младшие офицеры ближе всего к рядовому составу, они являются непосредственными начальниками матросов и мотористов на вахте в море и в порту, при швартовных и грузовых операциях, ремонтных и профилактических работах. То есть от их личностных и профессиональных качеств, организаторских способностей во многом зависит успешность выполнения судовых работ, сохранность перевозимых грузов и природной среды, безопасность людей, находящихся на борту.
Разумеется, сам руководитель должен во всем служить примером для подчиненных. Его одежда, речь, поведение, распоряжения, обращение с людьми должны соответствовать уровню культурного, воспитанного человека, профессионально компетентного, знающего и любящего свое дело специалиста. Как показывает практика, современный моряк-руководитель для успешной работы на флоте должен обладать, по крайней мере, четырьмя специфическими навыками:
1) умением принимать обоснованные и эффективные решения в любой ситуации на судне, связанной с повышенной ответственностью, дефицитом времени или их одновременным воздействием;
2) умением самостоятельно углублять и развивать свои знания в сложных условиях работы на море;
3) умением эффективно применять на, практике знания и навыки, полученные в период учебы в морском учебном заведении и повышения квалификации;
4) умением анализировать свой опыт и опыт своих предшественников в области управления производственными процессами и руководства людьми на судне и делать из этого правильные выводы.
В современной науке и практике широко используется термин «человеческий фактор». Его называют главной причиной аварийности на разных видах транспорта, на долю которой приходится до 70–80% аварий. В частности, в настоящее время среди причин, затрудняющих обеспечение безопасности мореплавания, указывается и недостаток информации об этой стороне аварийности.