Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 12

С другой стороны, незначительность вины одного из судов в столкновении (и загрязнении) или даже пол­ная невиновность его могут позволить владельцу этого, судна, руководствуясь ст. III Брюссельской конвенции 1969 г. о гражданской ответственности за загрязнение моря нефтью, освободиться от ответственности за за­грязнение (полностью или в значительной мере), что при использовании единого предела ответственности практически одного судовладельца приведет к тому, что вся или большая часть ответственности за убытки от столкновения и загрязнения падает на один ограничен­ный фонд ответственности, а следовательно, вероятно, что не все потерпевшие получат полное возмещение убытков как от столкновения, так и от загрязнения.

Что касается назначения ограничительного фонда, предусмотренного Брюссельской конвенцией 1969 г., то из ст. VII (9) видно, что «любые суммы, предостав­ление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением, должны использоваться ис­ключительно для удовлетворения требований по насто­ящей Конвенции». Кроме того, в ст. XII той же Конвен­ции указано, что «Конвенция заменяет все междуна­родные конвенции, но только в части, в которой эти конвенции ей противоречат». Из этих положений можно сделать вывод, что к одному инциденту допустимо при­менение сразу двух пределов ответственности судовла­дельца.

Не вызывает сомнений, что два предела ответствен­ности (судовладельца и ядерного оператора) должны применяться и к случаям столкновения ядерных судов или судов, перевозящих радиоактивные материалы, если в результате столкновения возникли радиоактив­ное загрязнение и соответствующий ущерб.

Вместе с тем одновременное применение двух пре­делов ответственности может привести к тому, что общая сумма требований превысит стоимость судна. В связи с этим итальянский юрист П. Манка выражает сомнение в правильности применения к одному судо­владельцу двух пределов ответственности, поскольку это нарушает саму идею о пределе ответственности су­довладельца51.

Представляется, что эти опасения носят более аб­страктный характер, чем опасения чрезмерного бреме­ни ответственности, которое могло бы быть возложено на владельцев судна, лишь частично виновных в столк­новении и совершенно не имеющих отношения к разли­ву нефти или иных вредных веществ, как могло бы быть в случае участия в столкновении сухогрузного судна.

Четкое разграничение пределов ответственности за убытки от столкновения и от загрязнения позволяет избежать возложения ответственности за ущерб от за­грязнения на судно, виновное в столкновении, но неви­новное в загрязнении, например, когда в столкновении танкера с сухогрузным судном вина полностью падает на сухогрузное судноД

В январе 1975 г. либерийский сухогрузный теплоход «Америкэн Вит» столкнулся на реке Миссисипи с бук­сиром «Мам Лере» и караваном нефтеналивных барж. В результате столкновения, произошедшего по вине «Америкэн Вит», баржи взорвались и разлившаяся нефть загрязнила большой участок реки и берега. Все убытки от загрязнения были возложены на владельцев барж, а убытки от столкновения — на владельцев теп­лохода «Америкэн Вит»52.

Аналогичный случай произошел в 1979 г. также на реке Миссисипи: танкер «Пина» столкнулся с карава­ном из двух нефтеналивных барж, ведомых буксиром «М.Пит». В результате столкновения все суда оказа­лись поврежденными, на них начались пожары и взры­вы, а вытекшая нефть загрязнила реку, что потребова­ло значительных усилий спасателей, ликвидировавших загрязнение. Исходя из виновности в столкновении и танкера «Пина», и буксира с баржами, суд возложил на их владельцев всю ответственность за убытки от столкновения и за убытки от загрязнения. В связи с этим владельцы танкера и владельцы барж и буксира образовали соответственно по два ограничительных фон­да, из которых и были оплачены убытки от столкнове­ния (друг другу) и от загрязнения (спасателям и пор­товым властям, а также другим лицам)53.

Таким образом, разграничение двух пределов ответ­ственности  судовладельца     позволяет использовать:

фонд ограниченной ответственности владельца столкнувшегося судна (в К.ТМ СССР 20 руб. за каждую тонну вместимости судна), предусмотренный национальным законодательством и Международной Брюссельской конвенцией 1957 г. — только для возме­щения  убытков  от столкновения;

фонд ограниченной ответственности владельца суд­на-загрязнителя, предусмотренный национальным зако­нодательством (в СССР120 руб. за одну per. т, но не более 12,5 млн. руб. всего)64 и международными кон­венциями (Брюссельской 1969 г., Брюссельской кон­венцией о фонде 1971 г., «ядерными» конвенциями и пр.) — только для возмещения убытков от загрязне­ния.

Что касается дополнительных рекомендаций по оформлению документов в случае столкновения судов и последовавшего за ним загрязнения, то, помимо обычного закрепления всех доказательств своевремен­ного маневрирования, подачи сигналов, наличия на­блюдателей, использования РЛС и других технических средств судна, особое внимание следует уделить мерам по предотвращению и ликвидации загрязнения: немед­ленное оповещение о нем (кому, когда), все действия экипажа по предотвращению утечки вредных веществ (перекачка, заглушки, пластырь и т.д.), участие дру­гого судна в этих мероприятиях или, напротив, участие советского судна, если загрязняющие вещества вытека­ют из другого судна, степень использования судовых технических средств борьбы с загрязнением, гидроме­теорологические факторы, время суток и года, место столкновения (открытое море, залив, порт и пр.), на­личие угрозы (взрывов, пожаров, отравления) для лю­дей и имущества, все расходы советского судна по предотвращению и уменьшению загрязнения, затрачен­ное на операции время, вынужденный простой судна в связи с операциями и все понесенные вследствие это­го убытки судовладельца и т. д.

Правильное и полное отражение в документах всех фактических обстоятельств случая позволит судебно-арбитражному органу точнее определить степень вины с соответствующим возложением ответственности, а со­ветскому судовладельцу — полнее компенсировать свои убытки.