Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков, страница 4

Сюда относятся штормы, тайфуны, особенности подводного и надводного морского пространства и т.п. Как правило, в фокусе исследований оказывается влияние на организм и психику человека качки, слемминга, смены часовых поясов, перепадов температуры, сенсорной депривации (недозагрузки анализаторов), реже — феномены, связанные с переживанием и осознанием риска, готовностью к действиям в аварийных ситуациях («синдром ожидания»), неравномерностью нагрузок членов экипажа. Влияние данных факторов также необходимо учитывать как «контекст» функционирования морского экипажа как социальной группы.

К общим внешним средовым факторам относят также относительную социальную изоляцию, неразделенность бытовой и производственной сфер жизнедеятельности на физически ограниченном пространстве судна, организационные и управленческие особенности (круглосуточный режим работы, вахтовую организацию труда, уставную систему отношений). Как показало исследование, данная группа факторов оказывает значительное влияние на социально-психологические особенности морских экипажей.

Следствиями относительной социальной изоляции являются:

- утрата важных психических связей (с родными и близкими, друзьями);

- утрата ряда социальных ролей (отца, мужа и пр. — так называемая «ролевая депривация») и, таким образом, сужение сфер активности личности (каждая роль предполагала определенные действия, поступки, размышления, при_

нятие решений и пр.);

- утрата привычных социальных институтов, процессов, ритмов (политических, экономических, социальнокультурных, научных и др., что впоследствии приводит к трудностям в использовании услуг транспорта, торговли, образования и т.п.);

- резкое ограничение непосредственного социального окружения. В данном исследовании выявлено, что повышенная плотность контактов — с одними и теми же людьми, на физически ограниченном пространстве судна — создает эффект «насильственной коммуникации» (общение «помимо воли», даже когда не хочется — просто потому, что «никуда не денешься»). Его следствиями являются блокирование потребности моряков в общении (появляется устойчивое нежелание разговаривать с членами экипажа), искусственное опосредование контактов и разрыв коммуникативных каналов между членами экипажа. Данные процессы служат двум целям: во-первых, сохранению «личного» пространства; во-вторых, сохранению социальной дистанции и, таким образом, разграничению официальной и неофициальной сфер взаимоотношений (путем ограничения — в первую очередь командным составом — круга общения);

- отсутствие значимых впечатлений, психологических «событий», информационный голод (нехватка, недостаток информации, ощущение неудовлетворенности имеющейся информацией). В данном исследовании выявлен ряд особенностей информационного голода в больших экипажах, находящихся в длительных автономных рейсах. Во-первых, двумя основными объектами интереса членов экипажа являются: судно (географические координаты, направление, сроки прибытия в порт, в целом рейсовые планы; нередко часть информации скрывается судовладельцами в качестве «коммерческой тайны») и близкие (события в их жизни). Во-вторых, в таких экипажах происходят информационная «центрация» на самом экипаже (он становится третьим объектом, вызывающим сильный интерес) и циркуляция слухов.

Главной функцией этих процессов является насыщение моряков недостающими впечатлениями за счет повышенного внимания к событиям (реальным или «додуманным») в экипаже; к любой — косвенной ли, неполной ли — информации «с берега», носящей личный характер. Их следствиями, в частности, являются: повышение авторитета членов экипажа, по долгу службы владеющих информацией; формирование у моряков к концу длительного рейса относительно ряда событий (судовых и береговых) стойких убеждений, не всегда соответствующих действительности.

Следствиями неразделенности бытовой и производственной сфер жизнедеятельности на физически ограниченном пространстве судна являются:

- повышенная плотность контактов (общение и на работе, и во время отдыха с одними и теми же людьми, «столкновение» с ними в различных бытовых ситуациях и т.п.);

- смешение деловой и личной, официальной и неофициальной сфер взаимоотношений. С одной стороны, уставная система взаимоотношений требует сохранения субординации, подчинения приказам. С другой стороны, часто_

та, длительность, плотность взаимодействия членов экипажа (в т.ч. в неформальной обстановке) обусловливают интенсивный информационный обмен, близкое личное знакомство друг с другом, общение на «ты». В определенный момент отделить личное от профессионального становится чрезвычайно сложно — и тогда поощрения со стороны старшего по должности начинают восприниматься как проявления личного доброго отношения, наказания — как личные оскорбления и т.д.;

- сужение «личного» пространства. Личное пространство («мое» в психологическом смысле) — область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемая, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта; его границы строго не фиксированы и меняются в зависимости от психологических и социальных взаимоотношений субъекта с другими людьми. Сужению личного пространства способствуют: «заменяемость» членов экипажа на одном и том же рабочем месте — поскольку в разные вахтовые периоды оно используется разными специалистами, то не является «личной территорией» (каждый специалист подстраивает рабочее место под себя — высоту кресла или уровень прибора под свой рост, например);

- «публичность» частной жизни (события личной жизни одного члена экипажа не являются секретом для остальных); «обнаженность» всех чувств, возникающих у кого-либо по поводу судовых событий или по отношению к конкретным членам экипажа.