Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 7

Вопросы для размышления и задания:

1.  Составьте таблицу персоналий философии Возрождения

Имя, годы жизни

Основные труды

Проблемы природы

Проблемы человека

Проблемы познания

2.  Проведите сравнительный анализ философии Средневековья и Возрождения по ключевым философским вопросам.

3.  Чем гуманизм Возрождения похож и не похож на современный?

4.  Согласимся ли мы с Мирандолой: « Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным не создан ты, человек! Ибо ты сам должен согласно твоей воле и твоей чести, быть верным собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала.  Ты способен спуститься на самую низкую ступень живности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам  божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».

5.  Проанализируйте «Божественную комедию» Данте Алигьери. В чем философский смысл изложенных там идей?

6.  В чем прогрессивоность представлений о «двойственной истине»?

7.  В чем принципиальная новизна воззрений о человеке в философии Возрождения?

                  ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ и ПРОСВЕЩЕНИЯ

План:

1.  Предпосылки формирования философии Нового времени.

2.  Философия Нового времени о проблемах бытия.

3.  Гносеология Нового времени.

4.  Философия Просвещения о человеке.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

            Новое Время- принципиально иная эпоха. Развитие капитализма меняет всю духовную жизнь общества.  Развивается наука, особенно механика, физика, математика. Главная задача ученых и философов- увеличение власти над природой, совершенствование познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов.  В философии это период создания механистического материализма с присущим ему метафизическим методом. Возникает множество школ и направлений.

В онтологии природы четко выделяются такие направления как материализм, дуализм, идеализм.

Материалистическое направление представлено именами Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Д.Локка. Отстаивается мысль о вечности материи, Ф.Бэкон дает развернутую классификацию форм движения, Т. Гоббс рассматривает количественные характеристики тел с позиций геометрии. В учении о человеке поднимается вопрос об отношении человека к обществу, появляются плодотворные рассуждения о сущности государства. Б.Спиноза  отстаивает идею о том, что природа- причина самой себя. Особое внимание уделяется понятию субстанции- первоосновы бытия. Для Спинозы субстанция  едина- это природа.  Свойствами субстанции являются протяженность и мышления. Они вечны. Спиноза одухотворяет материю ( гилозоизм). Обратите внимание на то, что Спиноза отличает от субстанции конкретные вещи, которые находятся в постоянном  изменении. Совокупность отдельных вещей Спиноза называет модусами.  Субстанция неизменна, неподвижна, а мир модусов подвержен изменению, конечен.

            Идеалистическое направление  неоднородно. Объективно--идеалистическкую традицию продолжает Лейбниц, изложивший свои взгляды в книге «Монадология». Монады- субстанция, единица, простая сущность. Монады вечны, они есть духовные силы, подобные душе человека.  Из монад, как простых субстанций и возникают различные сложные субстанции- камни, растения, животные, люди.  Субъективный идеализм представлен Д.Беркли и Д.Юмом.  Для Беркли исходное начало- комбинация ощущений.  Вещи существуют лишь постольку, поскольку воспринимаются.  Это ведет к солипсизму- признающему несомненной реальностью лишь мыслящий субъект, а остальное- лишь существующее в сознании субъекта.

            Наряду с этим оформляется дуалистическая концепция Р.Декарта.  Он признает 2 самостоятельных начала – дух и природу, тело и душу. Материи свойственна протяженность, а духу- способность мыслить.

             Борьба  между философами разгорается в гносеологии- теории познания. Большинство ученых убеждены в познаваемости мира. Ф.Бэкон  выделяет 4 рода препятствий, или идолов, которые мешают познанию человека- идолы рода, пещеры, рынка и театра. Он подчеркивает значительное значение   естествознания для развития науки и философии и предлагает теорию «двойственной истины» Источником познания является опыт, отсюда главный метод познания- индукция. Декарт и Лейбниц- сторонники применения дедуктивного метода. Они считают, что у человека существуют врожденные идеи. Против концепции врожденных идей яростно выступает Д.Локк. 

            Агностические взгляды пропагандирует Д.Юм. Источник познания- опыт, но опыт- это совокупность ощущений, которые индивидуальны. Поэтому наши знания- это лишь вера, привычка, а не истинное отражение объективного мира.

            Французское Просвещение выступает за свободу научной и философской мысли против феодальной и религиозной идеологии. Здесь следует ознакомиться с идеями таких мыслителей как Вольтер (Аруэ) Франсуа, Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Жюльен Ламетри и др.

Господствует деизм- убеждение в том, что Бог существует только как первопричина. Бог- творец всего сущего, но исключали его последующее влияние на природу и историю. Бог не тождественен природе и не обладает личностными чертами, и никакая теория и практика не смогут доказать наличие или отсутствие Бога, человечество не располагает знаниями о природе духовной субстанции.   Однако Бога признавать нужно с морально-этической точки зрения, в целях поддержания порядка в обществе, ибо люди боятся божьего наказания.

 Научное знание выходит за пределы учебных заведений. Вольтер популяризирует механику Ньютона, Монтескье знакомит читатедей с правовыми принципами. Государство создается на основе «общественного договора», где признаются взаимные права и обязанности людей, а так же публичная власть. В обществе должно быть верховенство закона. Государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (принцип «разделения властей»).