Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 11

11.  Раскройте своеобразие  философских идей Ф.М. Достоевского

12.  Имеют ли будущее идеи русских космистов? Почему?

13.  Чем лично Вам импонирует русская философия?

14.  Почему Н.Бердяев сделал вывод о трагичном положении философа?

                      НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

1.  Связь исторических  условий и проблематики неклассической философии

2.  Проблемы человека в неклассической философии

3.  Гносеологические проблемы в неклассической философии

4.  Глобальные проблемы современности и их решение неклассической философией ХХ века.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

Появлению принципиально новой философии в ХХ веке способствовали следующие причины: усложняющаяся экологическая ситуация, бессилие перед природными и техногенными стихиями, опасность гибели человечества в войнах, так как изобретены угрожающие жизни на планете виды оружия, экономические, политические и духовные кризисы, ва частности возрастание жестокости, возникновение антигуманных режимов.

В неклассичнеской философии ХХ века возникает  множество школ и направлений, которые решают философские вопросы под своим углом зрения. Акцент переносится на иррациональные элементы человеческой психики, на проблемы экологии, сущности техники и перспективы человека. Чтобы четче представить себе панораму философской мысли, нужно вспомнить формулировку предмета философии. Философия  изучает сущностные характеристики, законы развития природы, общества и мышления, субъект-объекта, следовательно целесообразно рассмотреть блоки проблем- проблемы развития природы, общества, человека и познания. 

 Центральной проблемой в неклассической философии ХХ века  выступает проблема человека, его места в мире. Поэтому прежде всего должны быть рассмотрены такие направления как экзистенциализм ( начиная от С.Кьеркегора и до М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж-П.Сартра, А.Камю и, конечно, русские философы- Л.Шестов, Н.Бердяев, Ф.Достоевский.), «философия жизни» (А.Шопенгауэр,  Ф.Ницше.), большой вклад В понимание человека вносит психоанализ З.Фрейда и К.Юнга.

А Шопенгауэр  описывает «мировую волю», тождественнную Вселенной.  Мир- это воля к жизни. Воля к жизни превращается в источник страданий, так как человек бессилен что-либо изменить в этом мире и испытывает постоянное напряжение воли, а это- причина страданий.  Фридрих Ницше  развивает учение о воли к власти.  Ми, по Ницше- это вечное становление, процесс, ведущий в никуда. Наиболее спорным является учение о сверхчеловеке. Становление сверхчеловека связано с переоценкой ценностей.  В сознании человека мир существует как представление.

Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг особое внимание уделяют безсознательному.  Фрейд исследует структуру личности, в качестве главных доминант представляя инстинкты человека. К.Юнг особо выделяет коллективное безсознательное, архетипы.

Экзистенциализм- направление в филсофии, главным объектом которого становится человек, его существвоания (экзистенция) в современном мире. Экзистенциалисты стремятся к познанию внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, страхом, они  убеждены в уникальности человеческой дичности.  Кризисные ситуации позволили выявить противоречие между окружающим миром с его бесчеловечными порядками и внутренним миром личности. Остро встала проблема отчуждения человека: социальная реальность, в том числе государство,  сообщества становятся «чуждыми» для индивида, подавляют его «самость». Человек одинок. Его бытие абсурдно, человек «заброшен» в этот мир и в этом мире. Самый важный пункт философии экзистенциализма- концепция свободы и «пограничной ситуации». Если существование человека в мире абсурдно, бессмысленно, то привести экзистенцию к ее завершению может лишь бытие, свободное для смерти. Апология смерти встречается в работах А.Камю, Ф.Достоевского. На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию. Человек всегда в пограничной ситуации. Философия экзистенциализма пессимистична. Жан Поль Сартр несколько иначе оценивает ситуацию выбора, делая акцент на ответственности человека: перед самим собой у человека нет алиби.  Личность должна противостоять свой осторожности, боязливости, высоко ценится протест.  Философия экзистенциализма индивидуалистична.  Если общество враждебно индивиду, нивелирует личность, то спасение человека в окружающем мире- он сам, его «самость». Человек должен спасти себя сам, прийти к свободе. Кьеркегор выделяет «подлинное существование» и «неподлинное существование». Неподлинное состояние возникает при подчиненности обществу, если человек не осознает свое «Я», «плывет по течению». При подлинном существовании человек выходит из состояния подавленности, находит себя и превращается в хозяина судьбы.

В экзистенциализме ярко выражен иррационализм и антиинтеллектуализм.  Наука беспомощна, по мнению экзистенциалистов, при познании человека, его внутреннего мира, его психики, ибо последние неповторимы. Более того, истина есть зло, так как делает существование человека еще тяжелее.  Истина- творческий акт индивида, универсальной истины не существует.

            Проблемы познания интересуют представителей позитивизма: вспомним 3 этапа развития позитивизма- позитивизм О.Конта, эмпириокритицизм Маха и Авенариуса и неопозитивизм- Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер.

            Основатель позитивизма О.Конт выступал с идеей о неспособности философии (ее называет метафизикой)  ответить на вопросы, поставленные  развитием  науки.  Все положительные (позитивные) знания могут быть получены эмпирическими науками, которые опираются на опыт. Собственный предмет философии теряется, задача ее заключается в обобщении данных специальных наук. Научное познание не должно объяснять явления, а должно лишь лграничиваться их описанием.