Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 2

            Структурно-логическая схема- особый вид наглядности, где раскрывается содержание основных философских идей, категорий. Поэтому они призваны помочь студенту усвоить не только теорию вопроса с необходимой мерой глубины, но и увеличить творческий потенциал изучающих философию.  Составляя схему, студент систематизирует свои знания, представляет их пространственно-образно. Не исключен и плюрализм мнений. Содержание материала может быть представлено в различных вариантах, так как философское знание многогранно. Свобода выбора разнообразит практику восприятия, эстетического изложения. Таким образом, каждая структурно-логическая схема представляет собой  единство объективного содержания и субъективно формы  его отражения. Бесспорно, в схеме невозможно отразить всю полноту цветов и оттенков объективного мира, его связей с человеком, здесь фиксируются общие структурные связи.  Для составления схем обязательно применение учебников и учебных пособий.

                                  ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ

План:

1.  Самостоятельность и своеобразие философии как мировоззрения.

2.  Объект и предмет философского анализа

3.  Основные философские проблемы и их решения

4.  Функции философии

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

Термин «философия» существует две с половиной тысячи лет. В переводе на греческий оно означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Великая мудрость по мнению  первых философов заключалаь в попытке ответить на наиболее общие, предельные вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Таким образом, философия выступила как мировоззрение.

Необходимой составляющей человеческого сознания является мировоззрение. Под мировоззрением традиционно понимают систему обобщенных взглядов на мир, место в нем человека, отношение человека к этому миру, то есть мировоззрение- не сумма взглядов на внешний и внутренний мир человека,неразнородные блоки знаний, убеждений, чувств, умонастроений, целостное духовное образование. Различают мировоззрение отдельного человека, мировоззрение социальной группы, мировоззрение общества, эпохи.  В реальной жизни мировоззрение формируется в сознании конкретных людей, а в мировоззрениии в историческом масштабе  содержатся преобладающие на данном этапе  предельно общие уюеждения, мнения, принципы познания,  различные идеи.

Выделяют обыденный и теоретический уровни мировоззрения.  К обыденному уровню относят  мироощущение, мировосприятие, непосредственные представления о мире. Теоретический уровень начинается с формирования понятий и умений логично мыслить, то есть правильно оставлять суждения, сознательно делать умозаключения. Можно рассматривать структуру мировоззрения иначе- выделять  познавательную, ценностную, поведенческую подсистемы. Важны не только сами компоненты мировоззрения, но и соотношение между ними, связь  Как связаны и соотносятся обобщенные и научные знания, как осмыслен уклад жизни, каковы прогнозы и проекты  на будущее? Выделяют так же типы мировоззрения- мифологическое, религиозное, научное.

            Мифология как исток философии заслуживает особого внимания. Мифы существовали у всех народов  и хотя миф есть способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества, мифы существуют по сей день. Особого внимания заслуживают современные мифы. Темы мифов различны: это и космические темы, то есть мифы о происхождении мира, его устройстве, богах, есть мифы о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, значительную часть мифологии составляют сказания о героях. Много внимания уделяется происхождению людей, их судьбам, жизни и смерти. В мифе осмысливается деятельность человека, например добывание огня, возникновение ремесел, обычаев, обрядов.   Обратите внимание, что миф рассматривает мир в целом, место в нем человека, его перспективы и смысл существования, причем мир представет как целостное образование, где слитно существуют все элементы природы, Боги и сам человек.  В мифе истины  дополняются домыслом, так как людям недостает еще  знаний.  Миф как ранняя форма духовной культуры объединяет зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства. От религии его отличает  целостное представление о мире, в религии же мир удваивается на «потусторонний» и «посюсторонний», естественный и сверхестественный. И миф, и религия отражают мир не на теоретическом уровне, а в чувственной форме, мысль выражалась  в конкретных, эмоциональных, поэтических образах.  Способом существования религиозного сознания является вера. Вера сочетает в себе особое настроение, переживание, внутреннее состояние человека. Внешней стороной проявления веры является культ- система утвердившихся ритуалов, которые должны связать два мира- естественный и сверхестественный.  В религиозных представлениях о высших силах, которые превосходят силы человеческие, отражано постоянное влияние на человека внешних, чуждых, часто враждебных сил, вся религия развивается  на почве осознания зависимости людей от природных одушевленных стихий.  Верующие испытывают двоякие чувства: и страх и уважение к этим силам. Постепенно в сознании верующих образуется образ Бога- высшего духовного существа, которому поклоняются, которого боятся, с которым пытаются вступить в контакт посредством культа.  История знает как желание вызвать милость Богов, позвать их на помощь при решении насущных потребностей, так и бескорыстное их почетание. Религия- явление историческое, то есть изменяющее в ходе истории. Человечество знает как политеистические религии, то есть поклонение многим Богам, большей частью антропоморфным (похожим на людей), так и монотеистические- поклонение одному Богу. В рамках религии формируются и сохраняются этические представления, идеалы, нормы, поскольку Бог- хранитель нравственности, всего светлого, что есть в обычаях, традициях.