Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 19

Формирование первых философских представлений о человеке происходит на базе представлений, идей, образов мифологии и религии.  В древнеиндийской философии ( Веды, Упанишады) рассматриваются проблемы нравственности человека, пути и способы освобождения от мира объектов и страстей.   В учении о круговороте жизни ( сансара) человечекая жизнь описывается как форма бесконечной цепи перерождений. Карма- закон причин и следствий, определяющих судьбу человека.  Конфуций ( Древний Китай) так же обращает внимание на нравственность человека, человек обязан поступать в соответствии с моральным законом- дао.  Понятию «дао» ( путь, дорога) уделяет внимание и Лао-Цзы.

Античная Греция положила начало западноевропейской традиции в понимании человека.  Поворот к антропологической проблематике видим со времени софистов и Сократа. По мнению Протагора «Человек есть мера всех вещей». Сократ размышляет о том что есть сущность человека, что есть счастье, каковы высшие добродетели. По мнению Демокрита- человек есть часть природы, его тела и душа состоят из атомов. Цель жизни- счастье, оно достигается благодаря соблюдению меры во всем. Проблему дуализма души и тела рассматривают Платон и Аристотель. «Помни о смерти!»- призывает Эпикур, рассматривая социальный и нравственный уклад человека.

Средневековая философия  по-новому решает проблемы соотношения души и тела, счастья и смысла жизни.  Человек- часть мирового порядка, установленного Богом. Смысл бытия- в соблюдении заповедей Бога, жизнь человека божественно предопределена.

Антропоцентризм философии Возрождения проявляется в гуманизме. Человк, по мнению Пико делла Мирандолы занимает центральное место в мире. Право человека на земное счастье отстаивает Петрарка.

Для материализма ХУП-ХУШ веков характерен механицизм в восприятии человека: «человек-машина» (Ламетри). По  представлениям Декарта тело человека может быть уподоблено механизму. Гоббса интересует связь человека и общества, государства. Отличительной чертой просветителей является рассмотрение человека как продукта природы.

Немецкая классическая философия дает нам образец категорического императива Канта, концепцию единства материи и духа Гегеля, антропологический материализм Фейербаха.Создается диалектко-материалистическое понимание человека в марксизме. Сущность человека социальна, личность - продукт всех общественых отношений.

В неклассической философии проблемы человеческого существования, смысла бытия рассматривает экзистенциализм, структуру личности исследуют З.Фрейд и К.Юнг, о свехчеловеке рассуждает Ницше.  Религиозные традиции возрождаются в неотомизме, а космизм представляет человека как жителя космоса, а не только Земли, как существо «вертикальное» ( Н.Федоров), создателя ноосферы ( В. Вернадский).

Современная философия  изображает человека как субъекта предметно-практической деятельности, в котором сочетаются как биологические, так и социальные черты. Биологизаторские концепции акцентируют внимание на биологических особенностях человека, а соцологизаторские- абсолютизируют социальные начала в человеке.

.  Важным для философии является различение понятий «человек» (представитель человеческого рода), «индивид» (неповторимый носитель индивидуальных свойств), «личность»(носитель общественных отношений).

До сих пор неясны многие проблемы антропогенеза. Как и почему человек выделился из животного царства, каковы механизмы его становления, каковы перспективы человека?

Особое место в философии занимают этические проблемы: что есть добро и зло, какой смысл мы вкладываем в понятие «совесть», «долг», «свобода», проблемы смысла жизни  и связанные с ними  проблемы смерти и бессмертия.

Вопросы для размышления и задания:

1.  Раскройте содержание понятия «человек»

2.  Чему обязывает и какое право дает звание «человек»?

3.  Дайте определение человека устами античного, средневекового философа, философа Возрождения, Нового времени, последователя Гегеля, марксиста, экзистенциалиста.

4.  В чем «тайна» человека?

5.  Противоречат ли  высказывания «Человек- кузнец своего счастья», « Человек во власти судьбы», « Единственно важный вопрос для философа- вопрос о самоубийстве», «Жизнь абсурдна, бессмысленна, удел человека- страдание»?

6.  Какая из концепций происхождения человека  представляется наиболее аргументированной?

7.  Разрешим ли вопрос о смысле бытия?

8.  Чем объяснить, что интерес к проблемам человека в ХХ веке возрастает?

9.  В чем смысл дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке?

10.  Является ли человек космопланетарным существом? Что говорит в пользу этого утверждения  и опровергает его?

11. Как изменяется бытие человека в информационно-техническом мире?

                                       ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

                                                            План:

1.  Социальная философия о сущности общества.

2.  Структурные характеристики общества.

3.  Важнейшие подсистемы общества, из взаимосвязь.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

            Под обществом философия понимает не просто совокупность людей, а сложную систему их жизнедеятельности и отношений.  Общество есть социальная форма бытия, которая обладает целостностью, развивается закономерно.  Законы развития общества были сформулированы  К.Марксом. История общества отличается от существования природы  наличием субъективного сознательного начала.

            Общество как система внутренне структурировано. Выделяют производственно-экономическую, социальную, политическую, духовную сферу.

 Для понимания механизма функционирования общества вводятся понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Материалистическое понимание общества     означает признание первичными, определяющими материально-производственных факторов. Идеалистическое понимание общества, напротив, признает главными духовные факторы.

В современной литературе осуществляется как формационный, так и цивилизационный подходы к анализу  общества.