Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 14

·  «Время возникло вместе с небом»

20.  Имеют ли смысл слова «за пределами Вселенной»?

21.  Возможно ли путешествие во времени?

22.  В мире нет процессов, явлений, которые не имели бы завершения. В чем же смысл понятия «бесконечное»?

Рассмотренная тема очень объемна, поэтому предлагается провести коллоквиум по вопросам:

1 Чем отличаются приведенные ниже трактовки  бытия, с каким из них вы согласитесь и почему?

«Существовать- значить быть воспринимаемым»

« Бытие есть  реальное существование»

«Только для человека существует то, что существует»

«Бытие и мысль есть одно и то же»

2. Как можно структурировать бытие? Приведите примеры структурирования бытия из истории философии. Дайте краткую характеристику всех составляющих бытия.

3. Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность»? Ответ обоснуйте.

4. В чем качественное отличие определения материи, данного В.И.Лениным и Дж. Миллем ( Материя есть постоянная возможность ощущений»)

5. Выберите из следующих суждений правильные. Аргументируйте свой выбор.

Все вещи и их свойства материальны

Все существующее вне нашего сознания есть материя.

Все вещи состоят из материи

Атомы, элементарные частицы, свет- все это и есть материя.

6. Можно ли согласиться с выводом:

«Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя- философская категория, чистое создание мысли, абстракция, следовательно, материя существует только в сознании».

7. Согласитесь ли вы с высказыванием: « Материя как таковая, это- чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является,  таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец- млекопитающее как таковое и т.д…»

8. Сравните два высказывания о единстве мира. Какое мнение вы разделяете?

·  «Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. … Действительное единство мира состоит в его материальности, и эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания»

·  Всеобъемлющее бытие единственно. Будучи самодавлеющим, оно не допускает ничего рядом с собой и над собой. Присоединить к нему второе бытие  значило бы сделать его тем, чем оно не является, а именно частью или элементом более обширного целого. Благодаря тому, что мы словно рамой охватываем все нашей единой мыслью, - ничто из того, что должно войти  это мысленное единство не может сохранить в себе какую-то  двойственность. … Именно благодаря объединяющей способности мышления возникает неделимое понятие о мире, а универсум, как показывает уже само слово, признается чем-то таким, в чем все объединено в некоторое единство.»

 9. Дайте философскую оценку высказывания: « Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое- вздор.  Я полагаю, что вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и непрерывности, без согласованности или  упорядоченности или каких-либо  других качеств, которые нравятся гувернанткам».

10. Согласитесь ли вы со словами В.Соловьева: « Обыкновенно думают, что если бы исчезли из мира все чувствующие существа, мир все-таки остался бы тем, что он есть, со всем разнообразием своих форм, со всеми красками и звуками. Но это- очевидная ошибка: что значит звук без слуха,- свет и цвета без зрения?»

11. С позиций какого философского направления даны следующие определения:

« То, что мы называем материей, есть только известная  закономерная связь элементов (ощущений)»

«С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее известные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей…»

12.  Примите участие в полемике.

·  «Физические, химические, и другие свойства вещей следует считать материей, так как они, эти свойства, объективно существуют и даны нам в ощущении».

·  «Считать конкретные свойства вещей материей- все равно что утверждать, будто вещи состоят из множества различных и даже противоположных материй.  А Это- абсурд. Кроме того, следует учитывать, что любое свойство является  свойством чего-то, производного от чего-то, то есть материи».

·  « Разумеется, свойства вещей существуют объективно, даны нам в ощущениях, но все дело в том, что  они не могут обладать самостоятельным бытием, существуют не сами по себе, а определяются природой вещи, материей. Именно материя является носителем, основой всех конкретных свойств, или ак говорят философы, субстанцией».

15.  Сравните приведенные высказывания. В чем их сходство, различие?

·  Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения.

·  Все существующее, все живущее на земле или  под водой существует, живет лишь в силу какого-нибудь  движения. Так, движение истории создает общественные отношения, движение промышленности дает нам промышленные продукты.

16.  В чем совпадают и чем отличаются взгляды авторов данных текстов:

·  «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой, одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них… Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в изменении, в жизни, в их взаимном воздействии друг на друга.  Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия.  Движение само есть противоречие… Здесь перед нами такое противоречие, которое существует в самих вещах и процессах и может быть обнаружено, так сказать, в телесной форме»