Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 20

Актуальной является проблема взаимодействия общества и природы.

            Человек- единственное из живых существ, которое осознает  и планирует будущее.  В ХХ веке обостряются глобальные проблемы современности. Изменения в космосе, обострение экологической ситуации, угроза мировой войны  заставляют человека задуматься о перспективах.  Предвидение- знание о будущем. Правомерно говорить о непосредственном ( 20-30 лет), обозримом  (100 лет)  и отдаленном ( более 100 лет ) будущем.  Существуют научные критерии предвидения, связанные с пониманием прогресса и регресса.  В современной литературе под прогрессом понимают движение от низшего к высшему, от старого к новому,  поступательное движение от одной формы социальности к другой.

            Одной из социальных закономерностей является необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Темпы обшественного развития ускоряются. Римский клуб, исследуя тенденции развития человечества, начинает дискуссию о наличии пределов роста, об исчерпании интеллектуальных способностей человека.

            Реальный исторический процесс не похож на столбовую дорогу : существуют отклонения, подъемы и падения, но бессилие изменить прошлое не означает, что в будущем человечество не должно реализовать свои возможности. Студенту предлагается сделать вывод и обосновать свою точку зрения относительно перспектив существования нашей цивилизации

Вопросы для размышления и задания:

1.  Определите сущность общества с различных методологических позиций.( диалектический материализм, идеализм, экзистенциализм и др.)

2.  Можно ли однозначно определить законы развития общества?

3.  Заполните  таблицу:

Материальная сфера- это……..

Социальная сфера-это……….

                               Общество- это……….

Политическая сфера-это….

Духовная сфера-это……………

4.  Покажите, как взаимодействуют производительные силы и производственные отношения на примере любого исторического этапа.

5.  Какие социальные группы можно выделить в современном нашем обществе?

6.  В чем различие формационного и цивилизационного подхода к анализу общества, возможно ли их сочетание?

7.  Согласимся ли мы с утверждением, что история общества- процесс развития и смены общественно-экономических формаций?

8.  В чем причины изменения общества?

9.  Есть ли смысл в социальных действиях?

10.  Как Вы определите  современный этап развития России?

11.  В чем суть экологической проблемы и существует ли возможность ее решения?:

12.  С каких методологических позиций можно определить будущее?

13.   Как Вы считаете линейно или нелинейно развивается общество?

14.  В чем единство и многообразие истории?

15.  Можно ли говорить о человечестве как субъекте исторического развития?

16.  Можете ли Вы привести факты возрастающего единства человечества?

17.  Каков критерий «глобальности» проблем?

18.  Опираясь на данные науки, нарисуйте альтернативы существования человечества.

19.  Война: благо или зло?

20.  Являетесь ли Вы сторонником концепции ноосферы? Почему?

21.  Правильно ли утверждать, что духовный кризис гораздо опаснее техногенной угрозы

Более подробно пробемы социальной философии изложены во второй части на стоящего пособия.

Вопросы к зачету:

1.  Мировоззрение. Структура мировоззрения.

2.  Типы мировоззрения. Предфилософское значение мифа, религии.

3.  Философское мировоззрение. Предмет философии.

4.  Основные философские проблемы. Философский плюрализм, его причины.

5.  Функции философии.

6.  Проблема научности философского знания.

7.  Периодизация античной философии, ее критерии.

8.  Проблемы бытия в античной философии.

9.  Античная  философия о человеке.

10.  Античная натурфилософия.

11.  Атомистическая традиция. Левкипп, Демокрит, Эпикур.

12.  Сократ. Основание западной морали

13.  Платон о проблемах бытия и познания.

14.  Философская система Аристотеля

15.  Этические проблемы греко-римского периода античной философии

16.  Теоцентризм средневековой онтологии и гносеологии

17.  Патристика, ее основные проблемы.

18.  Схоластика. Ф.Аквинский

19.  Натурфилософия Возрождения.

20.  Гуманизм  эпохи Возрождния.

21.  Материалистическая традиция Нового времени.

22.  Рационализм эпохи Просвещения

23.  Монадология Лейбница.

24.  Проблемы гносеологии в философии Нового времени

25.  Р.Декарт. Проблемы онтологии и гносеологии.

26.  Творчество И.Канта. Теоретико-познавательные и этические проблемы.

27.  Наукоучение Фихте

28.  Натурфилософия Шеллинга

29.  Диалектика Гегеля и его идеалистическая система

30.  Антропологический материализм Л.Фейербаха

31.  Принципиальное отличие философии марксизма от предшествующей философии

32.  Онтология и гносеология марксизма.

33.  Исторический материализм.

34.  Исторические судьбы Марксизма в ХХ веке

35.  Особенности русской философии. Становление русской философии

36.  Философские идеи М.Ломоносова, А.Радищева.

37.  Славянофилы и западники о судьбах России

38.  Философия Всеединства В.С.Соловьева.

39.  Философские идеи Л.Шестова, С.Булгакова., П.Флоренского.

40.  Историко-философские взгляды Н.Бердяева.

41.  Русский космизм. Истоки и современность.

42.  Характерные черты неклассической филосоии.

43.  Позитивизм, его исторические формы.

44.  Прагматизм.

45.  Герменевтика.

46.  Философия жизни

47.  Современная религиозная философия.

48.  Экзистенциализм

49.  Психоанализ З.Фрейда и К.Юнга.

50.  Философские проблемы научно-технического прогресса.

Вопросы к экзамену:

1.  Проблема бытия в истории философии

2.  Основные формы бытия