Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия"

Страницы работы

Содержание работы

Методические указания

Для подготовки к зачету и экзамену

По курсу

ФИЛОСОФИЯ

Составитель: Морозова О.Ф.

Красноярск 2001

Пояснительная записка

            Философия является  особой формой знания, поэтому дисциплина «философия» отличается от  других  учебных дисциплин, что проявляется в ее предмете.  Перед студентом предстает максимально обобщенная картина мира, человека в этом мире и многообразных субъект-объектных  отношений.  В предмете философии органически сочетаются черты науки и мировоззрения.

            Синтетический характер философского знания делает необходимым ее тесное сотрудничество с  науками о природе, человеке, его мышлении. Отношение человека к миру многообразно, мы связаны с природным и социальным миром генетически. Отсюда философия исследует наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.  Познавательное отношение предполагает выяснение того, что есть наше сознание, способно ли оно адекватно отразить окружающий мир, как происходит познание.  Человек- существо, которое действует осознанно. Философия вырабатывает представления о методах познания, преобразования действительности. Кроме того, философия критически переосмысливает философское наследия в соответствии с системами ценностей.

            Таким образом, философия как учебная дисциплина  вводится с целью формирования у студента  устойчивого фундамента научного мировоззрения, выработки навыков самостоятельного мышления ( элементов анализа и оценки)  и способностей к ценностным ориентациям личности.

            Средствами  и формами достижения цели являются: теоретический курс философии ( лекции, семинары, самостоятельная работа), который включает в себя изучение основных  исторических типов философии, проблематику современной  мировой философии, обсуждение ключевых вопросов философской теории.

Задачи курса  реализуются в формировании представлений:

·  Об обощенно-типологическом развитии мировой философской мысли

·  Об основных парадигмах, проблемах перспективах развития  современной зарубежной и отечественной философии.

·  О смысле бытия человека

·  О различиях философской, религиозной и научной картины мира

·  О происхождении и структурах человеческого сознания и языка.

·  Об этапах, методах, возможностях познания мира человеком.

·  О человеке как субъекте социально-исторической практики.

            Важнейшей задачей  высшей школы является развитие самостоятельности студентов в овладении знаниями. Студент должен рассматриваться не только как объект обучения, но и как субъект самообучения, уметь самостоятельно добывать фактологический материал. Богатые возможности  для развитие способности творческого мышления  открывает изучение философских проблем

            Настоящее пособие должно способствовать тому, чтобы  процесс изучения философии был сориентирован не только на запоминание тех или иных положений, но и на их творческое усвоение, применение к решению встающих перед субъектом проблем. Естественно при этом обращается внимание на то, чтобы вызвать у студентов интерес к философской проблематике, процессу размышления над философскими проблемами.

            Приступая к изучению философии, студент знакомится  с системой понятий, которая для него зачастую нова, требует сложной перестройки всего мышления. Наиболее простым представляется путь перевода философских категорий на язык обыденного мышления, понимания философских проблем с помощью  привычных мыслительных схем. Так непосредственно совершается  не подъем с уровня обыденного сознания на  уровень философского, а наоборот, низведение философии до уровня здравого смысла.

            В то же время существует традиция «заучивания» отдельных философских положений и присоединения нового знания с прежнему чисто механически.  Философия превращается в набор отдельных положений, существующих сами по себе. Данное пособие призвано помочь  преодолеть названные негативные традиции в изучении философии, научить студента выбирать, творчески мыслить,  активно участвовать в решении философских проблем.

            В настоящем пособии для рассмотрения предлагаются ключевые  разделы из программы изучения философии.

Первый раздел- «Философия, ее предмет и функции». Здесь определяется сущность философии, объект философии и предметные ее области.  Значительную  роль играет уяснение основного вопроса философии, возможных ответов на него. Усвоение данных положений чрезвычайно важно, так как закладывается фундамент, своего рода «алгоритм» для рассмотрения основных этапов философии и философских проблем. Изучение основных функций философии позволит осознать место философии в духовной культуре, значимость изучаемого предмета для специалиста.

Второй раздел- «История философии». Рассматривается развитие философии на протяжении 2,5 тысяч лет. Раздел значителен по объему. Все его содержание включено в вопросы для зачета.

Раздел 3- « Основные философские проблемы». На базе материала первого раздела изучаются проблемы развития природы, общества, познания.

Прочитав план и ознакомившись с рекомендованной литературой, будьте готовы к беседе по данной теме с преподавателем. Для этого придерживайтесь советов:

·  Покажите место рассматриваемого вопроса в системе  философского знания.

·  Дайте определение основных понятий темы.

·  Продемонстрируйте эволюцию представлений по основным вопросам темы

·  Желательно сравнить позиции авторов по данной проблеме.

·  Найдите возможную связь излагаемой проблемы с профессиональной подготовкой.

            В отличие от мифа и религии как типов мировоззрения философия должна  давать ответы на вопросы о сущности мира, человека, общества, познания в логически правильной форме. Поэтому рекомендуется составление структурно-логических схем. Мы осознаем, что  применение структурно-логических схем, вполне оправленное в технических науках, у преподавателей социально-гуманитарного цикла вызывает некоторые возражения, которые вытекают их природы преподаваемых предметов.  Если научно-теоретический компонент философского знания (выросший из аристотелевского удивления) легко выразим в схемах и алгоритмах, то второй компонент- эмоционально-ценностное переживание себя и мира схематично не передаваемо. Без него же абстрактные понятия теряют жизненную силу, динамику, убедительность логически развернутой системы доказательств.

            Тем не менее, если верно определить место структурно-логической схемы в процессе обучения и ее методологические функции, значимость применения структурно-логических схем неоспорима.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
360 Kb
Скачали:
0