Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 18

            Третий этап развития диалектики- материалистическая диалектика, диалектика К.Маркса и Ф. Энгельса.  Принципиальным ее отличием было то, что диалектика идей рассматривалась вторичной по отношении к диалектике вещей. Единство диалектики, лолгики и теории познания виделось иначе. Помимо принципа развития и принципа всеобщей связи вводится принцип материальности.

            Таким образом, диалектика формируется и как метод и как наука.  Как метод диалектика противоположна метафизике. Основаниями деления диалектики и метафизики служат вопросы: существует ли связь между  явлениями окружающего мира, развивается ли мир, что такое развитие, что является источником развития? Диалектика рассматривает мир как единое, взимосвязанное целое, где предметы и явления взимодействуют между собой, обусловливают друг друга. Мир развивается. Существуют качественно разнородные формы движения материи от низших – механическая, физическая до высших- биологическая и социальная. Графически развитие можно педставить как движение по спирали, где каждый виток является отрицанием предшествующего.  Источником развития выступают внутренние противоречия в предметах и явлениях.  Метафизика  представляет мир как  совокупность изолированных предметов и явлений. Видимое изменение- повторении одних и тех же форм, движение «по кругу».  Материя инетртна. Источником ее изменения выступает внешний толчок.

            Диалектика как наука  содержит законы. Поэтому необходимо дать определение закона. Закон есть повторяющаяся, необходимая, существенная связь. Законы природы объективны и отражаются в сознании человека. Каждый из законов диалектики характеризует какой-то аспект развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития. Закон взимного перехода количественных изменений в качественные характеризует механизм развития. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Каждый из законов раскрывается через систему категорий.

            Закон единства и борьбы противоположностей  называют сутью, ядром диалектики. Любое явление есть единство противоположностей, которые находятся в противоречии, разрешение которого приводит к развитию, качественному изменению предмета или явления. Таким образом, категориями, с помощью которых формулируется закон следующие- тождество, различие, противоположность, противоречие, единство, борьба.

            Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные  показывает, как в результате количественных изменений нарушается мера, происходит скачок и возникает новое качество. Качество, по мнению Гегеля есть  внутренняя определенность предмета, тождественная бытию. Эту определенность составляет функциональное единство всех сторон предмета.  Так категория «качество» выявляет свою связь с понятием «свойство».  Одним или многими качествами обладает предмет? Существуют ли качества объективно? Мера есть единства количества и качества, граница в рамках которой существует данное качество. Скачок есть «узел в узловой линии мер», переход от одного качества к другому. Количество характеризует внешнюю определенность предмета и выражается числом. Если качество различает предметы, количество выявляет общее между ними.

            Закон отрицания отрицания  отражает особенность развития как поступательного процесса. Отрицание- есть «снятие», то есть  разрушение изжившей себя формы, сохранение всего жизнеспособного, нового в содержании предшествующего развития и возникновение высшей фазы.  Метафизическое отрицание- есть «голое» отбрасывание, диалектическое отрицание есть «снятие».

            Существование и развитие предметов и процессов внешнего мира описывается так же такими категориями как общее, особенное, единичное, целое и честь, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма.  Характеристикими категорий диалектики является их всеобщность ( катеогории применимы ко всем областям действительности) и парность ( категории, являясь наиболее общими понятиями, раскрываются одна через другую).

            Вопросы для размышления и задания:

  1. Проследите формирование понятия «диалектика».
  2. Соствьте структурно-логическую схему, где отразится  сущность диалектики.
  3. Составьте таблицу:

Диалектика

Вопрос, ответом на который различаются диалектика и метафизика

Метафизика.

4. Чем диалектика греков отличается от других исторических форм диалектики?

5  В чем принципиальное отличие диалектики Гегеля и К.Маркса?

6  Покажите. Как диалектический метод проявляется в познании природы и общества.

7  В чем различие идеалистического и материалистического понимания закона?

8  Продемонстрируйтне действие законов диалектики примерами из жизни общества.

9  Докажите на примерах, что категории диалектики есть стуреньки познания.

10  Как изменяются диалектический и метафизический методы в современной философии?

                          ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

                                                          План:

1. Человек как объект  философского знания.

2. Антропосоциогенез, его механизмы.

3.Проблема смысла жизни человека.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, перспектив развития, конкретно-исторической детерминации форм его жизнедеятельности. Важно рассмотреть понимание человека, его места в мире в ходе истории философии- в античности, средневековье, Новом и Новейшем времени.