Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 12

            Втрой этап в развитии позитивизма-  эмпириокритицизм. ( критика опытом). Австрийский физик Э.Мах провозглашает принцип «экономиии мышления». Рихард Авенариус, швейцарский философ подобный принцип назвал «наименьшей тратой сил». Мыслить экономно, с наименьшей тратой сил- значит не объяснять, а описывать явления, так как знания должны быть освобождены от допущений.  Мах пытается подняться над материализмом и идеализмом, для чего вводит понятие «нейтральных элементов мира». Элементы мира ни материальны, ни идеальны, однако в конце концов признается, что  они есть совокупность ощущений.

            Третий этап- неопозитивизм. Бертран Рассел, английский философ, логик, математик провозглашает логику сущностью философии.  Философские проблемы сами сводят себя к проблемам логики. Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки. Поскольку язык науки состоит из простых ( атомарных) частей, составляющих сложные (молекулярные) части, то теория получила название «логического атомизма».. Логический позитивизм сформулировал два принципа, на которые должен опираться познающий субъект. Принцип верификации- согласно этому принципу еритерием истинности  и осмысленности предложений является их сопоставление с комбинацией простых и  надежных «атомарных» фактов.  Принцип фальсификации был введен К.Поппером, который утверждал, что научная теория должна исключать факты, не согласовывающиеся с ней и чем больше фактов теория отвергает,фальсифицирует, тем более она научна.

            Проблемы познания рассматривает и прагматизм. Основатель- Чарльз Пирс. Истина отождествляется с пользой, с успехом действия.  Задача познания- не достижение истинного знания, а преодоление сомнения, которое затрудняет действие человека. Идея является истинной, если она является «инструментом» успеха.

            Герменевтика- самостоятельная область знания, благодаря трудам немецких философов Ф.Шлеймахера и В.Дильтея рассматривается как метод исследования, при котором чтобы понять нечто надо заново повторить акт создания текста его автором, войти в историческую атмосферу, пережить то, что пережил автор,»вжиться», «вчувствоваться».  В философии Гадамера центральное место занимает проблема языка.  Язык- цент бытия человека. Мир, в котором мы живем- это мир языка.

            Особый интерес вызывают  философские проблемы научно-технического прогресса. Здесь борьба технократических социальных теорий и ноосферных концепций. Т.Веблен, Дж.Гелбрейт, Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл, А.Тоффлер рисуют оптимистические картины развития индустриального и компьютерного общества. Представители Римского клуба (А.Печчеи)    приводят убедительные данные о надвигающейся экологической катострофе и призывают человечество к  разумному диалогу с природой. Особое значение приобретает концепция В.И.Вернадского о ноосфере.

 Вопросы для размышлений и задания.

1.  Составьте таблицу:

Направление

представители

Основные проблемы

2.  На каком основании мы объединяем многообразные направления европейской  философии  в единый класс «неклассическая философия»?

3.  Покажите отличие классической и неклассической философии.

4.  Охарактеризуйте  представителей экзистенциализма по схеме: имя, основные труды, основные идеи, с чем Вы согласны и что у Вас вызывает возражение.

5.  Выделите основные этапы развития позитивизма и охарактеризуйте каждый из них.

6.  Как в неклассической философии проявлялась иррационалистическая традиция.

7.   В чем суть разногласий между представителями сциентизма и антисциентизма?

8.  Сравните понятие «жизнь» в философии Шопенгауэра, Ницше и в современном Вашем понимании.

9.  Есть ли будущее у идеи «сверхчеловека»?

10.   Нужна ли сегодня герменевтика?

11.  Какой доклад Вы бы сделали на заседании «Римского клуба»?

12.  Как в философии ХХ века разрешается противоречие «техника-человек»?

ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ

:

                                         ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

..

            План:

  1. Философский смысл проблемы бытия. Категория «бытие» в истории философии.
  2. Проблема субстанции в философии.  Материалистическое решение проблемы.
  3. Способ бытия. Движение, его виды и формы.
  4. Формы  существования материальных объектов- время и пространство.

 При чтении литературы обратите внимание на следующее.

Бытие- исходное философское понятие. Его постижение неотделимо от истории философии, поэтому следует рассмотреть исторические этапы становления понятия «Бытие»- античная философия, философия средневековья, философия Нового времени, классическая немецкая философия, философия ХХ века.

            Исходным определением бытия будет : «бытие есть существование». Антитеза бытие- ничто.

            Первое осознание бытия принадлежит Пармениду. Бытие есть то, что имеется за чувственным миром вещей, и это есть мысль. Бытие неделило, неизменно, абсолютно. «Бытие есть- небытия нет», « Бытие и мысль есть одно и то же»- вот ключевые принципы парменидовского понимания бытия.  В атомизме Демокрита мылится реальность как бытия, так и небытия. Для философии Платона характерно «бытие по мнению»- видимая реальность и «истинное бытие», доступное лищи человеческому разуму.  Аристотель характеризует бытие следующими принципиальными пложениями: принцип фактической данности вещи, принцип  активной формы, принцип причинности и принцип цели. В Христианской философии различается сущность и существование. Фома  Аквинский различает 4 формы бытия- бытие неорганических стихий, бытие растений, бытие животных, бытие человека.  В Новое время бытие осмысливается как реальность, противостоящая разуму человека.  Для концепции бытия харатерен субстациальный подход: субстанция ( неуничтожимый и неизменный субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции.  Для Декарьа бытие постижимо в акте самосознания («мыслю, следовательно существую»).  Для Беркли «быть- значит быть воспринимаемым».