Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Учетная политика организации. Учет денежных средств в кассе. Учет операций на валютных счетах. Учет поступления и выбытия основных средств

Страницы работы

Содержание работы

1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. 

Обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

       1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства; прямо или косвенно регулирующие постановку учета в организации. Основным документом ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О БУ». определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; необходимость их в обобщении и трактовке применения принципов и базовых правил бу. ПБУ:

-«Учетная политика организации». ПБУ 1/08.

-«Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/08.

-«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006

-«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99

-«Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01.

-«Учет основных средств». ПБУ 6/01.

-«События после отчетной даты». ПБУ 7/98.

-«Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/01.

-«Доходы организации». ПБУ 9/99.

-«Расходы организации». ПБУ 10/99.

-«Информация о связанных сторонах». ПБУ 11/08.

-«Информация по сегментам». ПБУ 12/2000

-«Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000.

-«Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007.

-«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/08

-«Информация по прекращаемой деятельности». ПБУ 16/02.

-«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». ПБУ 17/02.

-«Учет расчетов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02.

-«Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02.

-«Информация об участии в совместной деятельности». ПБУ 20/03.

-«Изменения оценочных значений». ПБУ 21/08.

Они включают общие положения, определяющие сферу применения, определения  и понятия по соответствующим объектам учета;методы оценки активов и обязательств; методологические основы организации учета различных видов активов; раскрытие информации в бух отчетности. Носят обязательный характер.

  3-й уровень: методические рекомендации (указания), раскрывающие способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; План счетов бухгалтерского учета, утв. Минфином РФ от 31 октября 2000 г.

  4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это учетная политика (совокупность приемов и методов ведения бухгалтерского учета для решения задач, поставленных собственниками)

2.Финансовый,управленческий и налоговый учет, их взаимосвязь и сравнительная характеристика.
Бухгалтерский финансовый учет предоставляет необходимую информацию, которая используется не только для внутреннего управления предприятием, но в первую очередь для сторонних пользователей и, следовательно, жестко подчинена стандартным принципам. Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета – формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

     В бухгалтерском финансовом учете непрерывно регистрируются все хозяйственные операции, произведенные предприятием, все известные факты, в результате которых меняется его имущественное состояние, и финансовые результаты в натуральном и денежном измерении. Достоинство этой информационной системы в том, что она строится на строго документальной основе, содержит доказательные данные, подтвержденные участниками сделок. В процессе управления предприятием ведущая роль принадлежит учетно-экономической информации.

    В российской практике традиционно использовалась единая система отражения данных на счетах бухгалтерского учета, формирующая информацию в интересах финансового и управленческого учета, большей частью – в интересах калькулирования и контроля затрат. В результате часть информации управленческого учета формируется внесистемным путем в оперативном порядке. В последние годы пришло понимание необходимости разделить бухгалтерский учет на два направления – финансовый и управленческий учет. Существенным фактором разделения единого учета явилось нормативное регулирование составления финансовой отчетности, а следовательно, и ведения финансового учета. Внутрифирменная отчетность, построенная на управленческом учете, не регулируется и не может регулироваться общеобязательными стандартами учета и отчетности. Она всецело зависит от методов управления и пожеланий управляющих.

    Требования, предъявляемые к организации налогового учета, существенно отличаются от требований, по которым строится финансовый учет. Таким образом, основной особенностью главы 25 части второй НК РФ, отличающей ее от других глав Налогового кодекса и иных законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения, является установление необходимости организации ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому. Основным участком налогового учета является налоговый учет расходов. От правильности формирования данных налогового учета расходов в конечном счете зависит правильность определения налоговой базы, и разногласия с налоговыми органами возникают, как правило, по поводу правомерности принятия отдельных видов расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль.

    Система налогового учета представляет собой совокупность традиционных методов бухгалтерского учета и специальных правил, которые предусмотрены налоговым законодательством.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы: основные принципы учета в финансовом, управленческом и налоговом учете совпадают; данные, которые используются в финансовом, управленческом и налоговом учете, одни и те же — хозяйственные операции предприятия, разница лишь в группировках, условиях принятия к учету и оценках стоимости, в которых ее использует каждый вид учета (единицы измерения, полнота отражения и т.д.); бухгалтерский учет — это система учета, включающая три подсистемы (финансовую, налоговую и управленческую); необходимо придерживаться единого подхода в видах учет, т.к. только это позволит добиться сопоставимости данных, являющихся результатом учетных процедур.

Похожие материалы

Информация о работе