Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 5

Интересно отметить, что на Святой Горе Афон и по ныне отсчет времени суток ведется, начиная с заката солнца – солнышко зашло, монастырские врата затворяются и часы переводятся на полночь.

Молитвенные часы в Православной Церкви выбраны не случайно – каждый из них освящен каким-либо, очень важным в истории христианской Церкви,  священным событием, совершившимся в этот час:

на 1-ом часе воспоминается приведение Господа Иисуса Христа от Каиа́фы на суд к Пилату;

на 3-ем часе воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, а также суд Пилата  и поругание над Христом;

на 6-ом часе воспоминаются Крестные страдания Спасителя;

на 9-ом часе воспоминаестя Его Крестная смерть.

Возможно, по той причине, что в эти часы совершились столь печальные события в жизни Спасителя, службы часов являются наименее торжественными.

Что воспоминается на каждом из часов, отражено в псалмах (частично) и в тропарях (после псалмов и после «Отче наш») каждого часа. Эти тропари напечатаны на ряду в Часослове. Выражение «на ряду» означает, что песнопение, молитва или информация полностью напечатаны в той или иной богослужебной книге в том месте и в таком порядке, как они должны исполнятся на службе и их не нужно искать в приложениях или других дополнительных книгах.

i 2., с.331-334; 4., вып. 2., с.34-38,

В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7.00, затем 9.00 и т.д. Как уже говорилось в разделе «Суточный богослужебный круг», службы часов присоединяются к другим службам. Так, утром 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, вечером 9-й час читается перед вечерней, а 1-й час присоединяется к утрени.

Краткая история состава службы часов.

Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные воспоминания. В 4-ом веке в некоторых церквях службы часов становятся схожими с вечерней и утреней и состоят из пения псалмов, антифонов, чтения молитвы епископом и его благословения. Из этого чина часов впоследствии образовались песненные часы.  В 13-ом веке, например, предназначенные для Страстной седмицы песненные часы состояли из пения одного псалма, великой ектении, трех антифонов, малой ектении, тропаря с Богородичном, чтения, просительной ектении, Трисвятого с «Отче наш», «Господи, помилуй», нынешнего благословения священника и молитвы главопреклонения. Параллельно существовал и монастырский чин часов, согласно которому, например, египетские подвижники 5-го века пели псалмы (их количество было различным), перемежая их «умными молитвами» и коленопреклонениями. Из взаимного влияния этих двух типов часов возник нынешний чин. Начиная с 11-го века многие Часословы содержат такой, очень близкий к современному, чин. Интересно отметить, что по разным Уставам и на каждом часе количество «Господи, помилуй» (перед «Иже на всякое время…») было различным – 12, 30, 40, 51 раз.

i 4., вып. 2., с.24-33.

Виды богослужебных часов.

1.  Вседневные (обычные) часы H.

2.  Царские часы. Совершаются в Навечерие Рождества Христова, в Навечерие Богоявления и в Великий Пяток. На каждом из царских часов читаются три особых псалма, поются особые стихиры, тропари, читаются отрывки из Ветхого Завета, Посланий Апостольских и Евангелия.

3.  Великопостные часы H.

4.  Пасхальные часы. Совершаются на Пасху и в течение всей Светлой седмицы. Все пасхальные часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы) одинаковые, они не содержат псалмов и полностью поются.

i 1., с.558-559; 2., с.328, 334, 346; 8., с.32-33

Обозначения богослужебных книг,

используемых при совершении общественного богослужения

Ч – Часосло́в, Сл – Служе́бник (содержит неизменяемые песнопения),

О – Окто́их и М – Мине́я (содержат изменяемые песнопения),

Краткая схема часов.

Начало обычное – Ч

«Приидите, поклонимся…» – Ч

Три псалма – Ч

Тропарь – М (в Неделю О и М)

Трисвятое по Отче наш

Кондак – М (в Неделю О или О и М)

«Господи, помилуй» 40 раз

«Иже на всякое время…» – Ч

Молитва часа – Ч

Подробную схему вседневных часов см. в Приложениисхема № 1.

Особенности последования вседневных богослужебных часов.

X Во время чтения часов царские врата закрыты и внутренняя завеса (катапетасма) задернута, священник облачен в епитрахиль и поручи.

Начальный возглас часов «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков»

Начало обычное:

начальный возглас священника «Благословен Бог наш…», чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое, Слава, и ныне… Пресвятая Троице… Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне… Отче наш», возглас священника «Яко Твое есть царство…», чтец: «Аминь. Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне… Приидите, поклонимся… (трижды)». i 6., Лекция 5, с.64-65. Полный текст начала обычного напечатан в Часослове в начале 3-го часа (Ч с.84), а также в начале повседневной полу́нощницы (Ч с.7).

С начала обычного начинаются не все часы, а только те из них, с которых начинается ряд служб. Обычно это 3-й и 9-й часы. Те часы, которые присоединяются к какой-либо другой службе, начинаются сразу с «Приидите, поклонимся…». Обычно это 1-й и 6-й часы.

Но нельзя механически заучить этот порядок, так как он иногда меняется.  Так в седмичные дни Великого поста меняется порядок суточных служб и 9-й час присоединяется к другой службе и поэтому начинается с «Приидите, поклонимся…», а не с начала обычного. А Царские часы начинаются с 1-го часа, поэтому 1-й час начинается с «начала обычного», а 3-й, 6-й и 9-й – с «Приидите, поклонимся…».

Молитву 1-го часа «Христе, Свете Истинный…» по традиции читает священник.

В 6-ом часе «на ряду» не напечатана молитва «Иже на всякое время…», ее заблаговременно необходимо найти в другом часе.

В 9-ом часе не нужно читать «Слава, и ныне…» и т.д., которые напечатаны после молитвы часа «Владыко Господи Иисусе Христе…».

Порядок чтения тропарей и кондаков на часах.

$