Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 3

i 4., вып. 1, с.365-372; 5., с.21-62, 85-89; 6., Лекция 5, с.67-74; 8., с.18-29.

Богослужебные книги.

Типикон – книга, в которой изложены время, порядок совершения общественного богослужения, его состав. «Типикон» переводится с греческого как «образец», на церковно-славянском языке эта книга еще называется  Устав.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ И КНИГИ,

ИМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ.

В составе общественного богослужения есть песнопения и молитвословия, которые повторяются каждый день в определенное время суток. С ними перемежаются песнопения, которые поются не каждый день, но меняются в зависимости от дня седмицы (недели) и даты года, повторяемые намного реже. Для удобства изучения все молитвословия и песнопения принято делить на так называемые богослужебные круги. Таких кругов 4 (по другим источникам - 3). В  их названиях отражено, с какой цикличностью повторяются молитвословия каждого из кругов. Все они друг с другом тесно взаимосвязаны и вместе образуют достаточно сложную, но логически построенную структуру богослужения.

Суточный (или дневной) богослужебный круг – это молитвы (и церковные службы), совершаемые каждодневно.

Седмичный (или недельный) богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от дня седмицы и гласа.

Годовой богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от даты года.

Пасхальный цикл - песнопения и молитвословия этого круга задействованы в богослужении только части года – от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех Святых. Богослужения Пасхального цикла содержатся в Триоди Постной (в двух частях) и Триоди Цветной. Подробно этот материал изучается на 2-ом курса РДС. i 6., Лекция 3, с.47, 54-55; 7., Лекция 4, с.44-45.

СУТОЧНЫЙ (ДНЕВНОЙ) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ  КРУГ.

$

Это самый маленький круг, и, составляющие его, молитвословия повторяются наиболее часто. Он содержит 9 (по числу чинов Ангельских) церковных служб. Суточный богослужебный круг начинается с вечера (конкретно с вечерни). И в Ветхозаветной Церкви день начинался с вечера, так как считалось, что с вечера началось сотворение мира «…и бысть вечер, и бысть утро – день един…». С древности молитвословия определенного времени суток посвящены воспоминанию какого-либо важного священного события. Так, например, на 3-ем часе воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Что воспоминается на остальных службах, изложено в соответствующих разделах конспекта (i 6., Лекция 3, с.41-43).

Суточный богослужебный круг отражен в следующих богослужебных книгах:

1.  Часослов.Есть обычный и Великий Часословы. Они содержат неизменяемые песнопения суточных служб (кроме Литургии), которые поются и читаются на клиросе.

2.  Следованная Псалтирь. Кроме неизменяемых песнопений суточных служб (таких же, как в Часослове) содержит псалмы, месяцеслов, тропари и различные другие дополнительные песнопения.

3.  Служебник.Содержит молитвы и прошения, которые на всех суточных службах произносят или про себя читают священнослужители – священники и диаконы.

Порядок суточных служб по Часослову.

$

В Часослове службы расположены в порядке их совершения в течение астрономического дня. Богослужебный же день (как говорилось выше) и празднование какого-либо церковного праздника начинается с вечерни.

1.  Полунощница (повседневная, субботняя, воскресная)

2.  Утреня

3.  1-й час

4.  3-й час

5.  6-й час

6.  Изобразительны – Литургия

7.  9-й час

8.  Вечерня

9.  Повечерие (великое и малое)

Литургия не входит в счет суточных служб (как Пасха не входит в счет Двунадесятых праздников), она является их вершиной. Задача остальных служб – духовно приготовить нас к Литургии. По Уставу в некоторые дни года Литургию не положено служить, вместо нее должны совершаться изобразительны. Эта краткая служба содержит некоторые элементы Литургии.

Как вы понимаете, невозможно все эти службы совершить все сразу, даже в условиях монастыря. Поэтому их необходимо равномерно распределить в продолжение дня. По монастырскому порядку (который и изложен в Типиконе) на богослужение в храм собираются три раза в сутки. Исходя из этого, вокруг 3-х наиболее важных и продолжительных служб группируются остальные:

o  ранним утром – полунощница, утреня, 1-й час

o  после перерыва – 3-й час, 6-й час, изобразительны – Литургиятрапеза

o  вечером – 9-й час, вечерня, трапеза, повечерие

В условиях современной приходской жизни три раза в сутки собираться в храм для совершения богослужения трудно, поэтому службы группируются по-другому:

o  утром – 3-й час, 6-й час, Литургия

o  вечером – 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час

или (не общепринятая практика):

o  утром – утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, Литургия

o  вечером – 9-й час, вечерня

Для мирян полунощнице как бы соответствуют утренние молитвы, а повечерию – вечерние молитвы.

i 6., Лекция 3, с.40-43, 46, 50; 7., Лекция 2 и 4, с.27-31, 41-42,46; 8., с.4-6,11-13.

СЕДМИЧНЫЙ (НЕДЕЛЬНЫЙ) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ  КРУГ.

$

Седмичный богослужебный круг начинается с Недели, то есть с воскресения (на литургическом языке Неделей называется воскресение, а седмицей – все 7 дней недели в нашем понимании) и оканчивается субботой.

Каждый день седмицы посвящен воспоминанию какого-либо важного священного события или святого:

Неделя (воскресение) – Воскресению Христову,

понедельник – бесплотным силам Небесным,

вторник – ветхозаветным праведникам, особо св. Иоанну Предтече,

среда – Кресту (предательство Христа Иудой),

четверг – новозаветным святым, особо свв. апостолам и свт. Николаю,

пятница – Кресту (Крестные страдания и смерть Спасителя),

суббота – всем святым и усопшим.