Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 7

Если перед вечерней читался 9-й час, то на вечерне после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»; если же 9-й час не читался, то – Начало обычное G. i 1., с.84-85; 6., Лекция 6, с.79.

Стоя перед царскими вратами, священник дает начальный возглас вседневной вечерни: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков»,

чтец: «Аминь»,

Начало обычное (если не читался 9-й час),

«Приидите, поклонимся…» (если читался 9-й час),

103-й псалом, предначинательный – читается (& Ч с.147). В этом псалме повествуется о сотворении мира и блаженном состоянии людей до грехопадения. Это один из древнейших элементов вечерни – в ее составе примерно с 6 века.

X Во время чтения 103-го псалма священник перед царскими вратами с непокрытой головой тайно (про себя) читает светильничные молитвы, которых 7 – по числу дней Творения. В некоторых богослужебных книгах вечерня поэтому называется «светильничное». i 1., с.85; 2., с.177; 6., Лекция 6, с.79-80; 8., с.40.

Начиная с этого момента (после 103-го псалма) в составе вечерни есть молитвословия и песнопения молитвенно-покаянного характера, содержащие прошения о возвращении того, чего лишились люди после грехопадения.

Великая ектения.

Ектении́

Ектения́ – особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, приглашающих к молитве и указывающих предметы её. Эти прошения чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Прошения произносит диакон, а в случае отсутствия его – священник. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» отвечает хор, в древности весь народ. «Ектения» переводится как составная молитва, а «сугубая ектения» - напряженное, прилежное моление. Современные ектеньи своими корнями уходят в молитвы 1-го века, а в литургических памятниках 3-5 вв. уже есть прошения, очень схожие с современными. Вот некоторые из них: «О мире иже с неба помолимся…», «О епископе помолимся, да Господь наш его долговечна в вере сохранит…», «О пресвитерех помолимся, да Господь не отнимет от них пресвитерства духа и им усердие и благочестие до конца дарует», «О верных мирских помолимся, да Господь даст им веру совершеннее соблюсти», «О всем мире помолимся, да Господь коемуждо промыслит, подая единому коемуждо полезна». i 4., вып.1, с.90, вып.2, с. 86-91.

Существует несколько видов ектений:

1)  Великая или мирная ектения. Начинается словами «Миром Господу помолимся…», имеет 12 прошений, после каждого поется «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». i 2., с.181-182; 4., вып.2, с. 75-79, 86-91, 94-99, 102-103, 208-209; 6., Лекция 5, с.66.

2)  Сугубая ектения. Значит усиленная, начинается словами «Рцем вси…», после 1-ых двух прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных трижды. Если эта ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже…», то «Господи, помилуй» сразу трижды. i 2., с.222-224; 4., вып.2, с.143-153, 315; 6., Лекция 5, с.67; 8., с.50.

3)  Просительная ектения. Начинается словами «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви», после нескольких первых прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных «Подай, Господи», после последнего «Тебе, Господи». i 2., с.216-217; 4., вып.2, с.158-162, 316; 6., Лекция 5, с.67.

4)  Малая ектения. Это сокращенная великая ектения, начинается словами «Паки и паки…», имеет 3 прошения, после первых двух «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». i 4., вып.2, с.107, 220, 281-282, 293; 6., Лекция 5, с.66-67.

На вечерне и утрени должно быть по одной великой, сугубой, просительной и одна или несколько малых ектений. На Литургии одна великая, одна сугубая, две просительных, несколько малых, заупокойная и ектения об оглашенных.

По Уставу после великой ектеньи должна читаться кафизма Псалтири. В современной практике не читается. i 6., Лекция 6, с.80.

Если была кафизма, то после нее следует малая ектения.

«Господи, воззвах…», «Да исправится…», «Положи, Господи, хранение…» и т.д., это стихи 140, 141, 129 и 116 псалмов (& Ч с.151-155). Словами этих псалмов мы слезно взываем к Богу и, уповая на милость Его, просим избавить нас от последствий грехопадения. В составе вечерни с 4 века.

Стихи этих псалмов в Часослове сначала идут подряд без разметки, а под конец имеют следующую разметку: на 10 «Изведи из темницы душу…», на 8 «Из глубины воззвах…», на 6 «Аще беззакония на́зриши…», на 4 «От стражи утренния…» (& Ч с.154-155). Стихи поются или читаются подряд от начала до той разметки, на сколько стихир положено петь в данный день. Далее стихи Часослова чередуются со стихирами. Количество стихир зависит от торжественности праздника и определяется Уставом H.

X Во время пения «Господи, воззвах…» и стихов диакон (или священник, если служит один) совершает каждение алтаря и храма.

Есть несколько традиций исполнения «Господи, воззвах» и стихов (до соответствующей разметки H):

1)  Первый стих «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» поет канонарх, остальные стихи поет хор, припевая к каждому стиху 140-го псалма припев «Услыши мя, Господи», а  141-го «Воззвах к Тебе, спаси мя». Такой образ исполнения предполагает Устав.

2)  «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи поются подряд без припева.

3)  «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи прочитываются подряд.

4)  «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи читаются подряд. Хор с некоторыми паузами негромко поет припев «Услыши мя, Господи» или «Воззвах к Тебе, спаси мя», чтение при этом не прерывается.

5)  «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи опускаются, т.е. не поются и не читаются. Такой образ исполнения наиболее распространен в современных приходских храмах.

i 1., с.86-87; 2., с.194-196; 4., вып.2, с.112-116.

$

Количество стихир на «Господи, воззвах…»: