Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 15

В храме Христовом или Богородицы

В храме святого

Служба одному святому

Храма на 6

Святому Минеи на 4

Октоиха (1-й канон) на 4

Святому Минеи на 6

Храма на 4

Октоиха (1-й канон) на 4

Служба двум святым

Храма на 6

1-му святому Минеи на 4

2-му святому Минеи на 4

(канон Октоиха оставляется)

1-му святому Минеи на 6

2-му святому Минеи на 4

Октоиха (1-й канон) на 4

(канон храма оставляется)

7.  По 9-й песни канона светилен святого, «Слава…» светилен Октоиха, «Иже и мертвыми…», «И ныне…» Богородичен Октоиха «Мы о Тебе хвалимся…». Если светильна святому в Минее нет, то: светилен Октоиха, «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха.

8.  На стиховне поются стихиры Октоиха «мученичны». Так же как на вечерне, на утрени стиховные стихиры  заупокойного содержания, поэтому на стиховне поются  стихиры с хвалитех с обычными припевами из Часослова «Исполнихомся заутра…» и «И буди светлость…» (Ч & с.70). «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен (из 2-го приложения Минеи по гласу Славы). Если же Славы святому нет, то после 3-х стихир на стиховне поется «Слава, и ныне…» Богородичен, напечатанный в Октоихе после стихир на хвалитех.

9.  В конце утрени по «Отче наш» поется тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен по гласу тропаря святого из 4-го приложения Минеи.

В Приложении см. схемы № 8, 8а.

i 1., Отдел III, с.143-148.

Заупокойная субботняя служба.

Есть два, немного различающихся, типа заупокойных субботних богослужений: 1) богослужение в Родительские субботы – Мясопустную и Троицкую (подробно изучается на 2-ом курса РДС); 2) заупокойное субботнее служение в случае святого без знака.

Службы второго типа в современной практике совершаются в Дмитриевскую Родительскую субботу и в 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста. Эти службы совершаются будничным порядком, но с некоторыми особенностями заупокойного служения:

' До службы в середину храма поставляется каноник.

1.  На «Господи, воззвах…» поются 3 стихиры святому Минеи и 3 стихиры Октоиха «мученичны» (по порядку вторые три стихиры в Октоихе). «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен Догматик настоящего гласа Октоиха (напечатан в 1-ом приложении Минеи и на ряду в Октоихе). В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы Минея отменяется.

2.  В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы вместо прокимна дня поется троекратное «Аллилуйя» на глас 8-й с заупокойными стихами.

3.  На стиховне поются стихиры Октоиха, напечатанные на стиховне. Первая стихира в честь мучеников, остальные озаглавлены «мертвен» или «покоин» и по содержанию заупокойные. Первая стихира, как обычно, поется без стиха, остальные с особыми заупокойными стихами «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи» и «Души их во благих водворятся». Эти стихи на ряду напечатаны в субботней службе 2-го гласа, во всех гласах на утрени к стихирам на стиховне, а также в последовании панихиды. «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен (из 2-го приложения Минеи по гласу Славы). Если же Славы святому нет, то после 3-х стихир на стиховне поется «Слава, и ныне…» Богородичен, напечатанный в Октоихе после стихир на стиховне.

4.  В конце вечерни по «Отче наш…» поются особые тропари на глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…». Эти тропари напечатаны в 4-ом приложении Минеи в 2-ом гласе и в Часослове в разделе «Отпустительнии тропари всея седмицы» (Ч & с.275-276) для пятка вечера.

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы после «Отче наш…» поются тропари 8-го гласа «Глубиною мудрости…», «Слава, и ныне…» Богородичен «Тебе и стену…». Эти тропари напечатаны на ряду в Триодях и в последовании панихиды.

5.  На утрени вместо «Бог Господь…»поется на глас 2-й троекратное «Аллилуйя» с заупокойными стихами «Блажени, яже избрал…», «Память их в род и род», «Души их во благих…». После «Аллилуйя» поются тропари глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…», (дважды) «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…».

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы троекратное Аллилуйя поется на 8-й глас, затем «Глубиною мудрости…» (дважды), «Слава, и ныне…» Богородичен «Тебе и стену…».

6.  После рядовой (по Уставу 16-й) кафизмы следует малая ектения, затем вычитываются седальны Октоиха (комбинируются седальны по1-ом и 2-ом стихословии i 1., с.648).

7.  17-я кафизма (118 псалом) – «Непорочны» (& СлПс, Ч с.229-239) исполняется особым образом. Псалом делится на две статьи (половины) и середина обозначана «Среда». К каждому стиху 1-й статьи припевается припев «Благословен еси, Господи» (по Уставу «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»), а к стихам 2-й статьи – припев «Спасе, спаси мя». В современной практике хор в начале каждой статьи поет несколько стихов с припевом, а далее по середине храма перед каноником священник читает стихи псалма, объединяя по 2-3 стиха, после чего хор поет припев. Существует и такая традиция, когда священник, не прерываясь, читает стихи псалма, а хор с некоторыми паузами в тон негромко поет соответствующий припев. Последние два стиха каждой статьи – «Яко аще не закон…оживил мя еси» и «Жива будет…не забых» повторяются трижды, причем первые два раза с припевом, а последний раз без припева. Между статьями полагается заупокойная ектения, на которой поминаются имена усопших.

8.  Сразу после 17-й кафизмы поются заупокойные тропари по непорочнах, глас 5-й «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обреете источник жизни…». Эти тропари напечатаны в последовании панихиды, а также в Часослове (& Ч с.299-302). X Во время пения этих тропарей священник совершает каждение храма.

9.  После тропарей по непорочах следует заупокойная ектения, затем поется заупокойный седален, глас 5-й «Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне…» Богородичен «От Девы возсиявый…».

10.  Канон:

В храме Христовом или Богородицы

В храме святого

Храма на 6

Святому Минеи на 4

Октоиха (1-й канон) на 4

Святому Минеи на 6

Храма на 4

Октоиха (1-й канон) на 4