Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УСТАВА

Многовековая, сложная и, поэтому, не до конца изученная история пра­во­слав­ного богослужения началась во времена апостольские, в самом начале ис­пы­тывая определенное влияние ветхозаветного богослужения. В основном Ус­тав богослужения сформировался к 16-му веку, но различными бо­го­слу­жеб­ны­ми чинопоследованиями и песнопениями он продолжает пополняться и по сей день.

Взаимосвязь новозаветного христианского и

ветхозаветного богослужений[L.D.1] .

Влияние ветхозаветного богослужения на формирование новозаветного хрис­тианского богослужения было закономерным. Как известно из Св. Писа­ния, Господь Иисус Христос и первые Его ученики были иудеями – они уча­с­тво­вали в ветхозаветном богослужении и соблюдали соответствующие рели­ги­оз­ные обычаи. Это богослужение и обычаи в свое время были установлены Са­мим Господом. До пришествия на землю Сына Божия и установления Им Ново­го Завета и Новой Церкви они являлись высочайшим обрядовым проявлением ре­лигиозности и были, в своем роде, спасительными.

Ветхозаветное бого­слу­же­ние разделялось на храмовое, где совершались жер­твоприношения, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах и пе­нием, и синагогальное, где читалось и истолковывалось Св. Писание. В устрой­стве храма и совершении богослужения можно найти следующие парал­ле­ли между церквями ветхозаветной и христианской: внутренне устройство хра­­ма (разделение на притвор, среднюю часть, алтарь), возжжение све­тиль­ни­ков, каждение, моление в определенное время суток, чтение книг Священного Писания и толкование прочитанного, пение псалмов и гимнов и др.

i 4., вып. 1, с.3-4, 7-10, 14-16.

Апостольский век.

Переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному был посте­пен­ным. После Воскресения Господа Иисуса Христа Его ученики еще некоторое вре­мя продолжали посещать Ветхозаветный храм, молясь в Соломоновом при­тво­ре и проповедуя (Лк. 24, 53; Деяния 3, 1; 5, 21, 42; 20, 7; 22, 17; 24, 18). В до­мах же верующих совершалось «преломление хлеба», то есть Евхаристия – но­вое особое богослужение, установленное Иисусом Христом и совершаемое в вос­поминание о Нем (Деяния 2, 46). Для 1-го века была характерна хариз­ма­ти­чес­кая молитва, то есть молитва, произносимая апостолами, епископами, свя­щен­никами по вдохновению свыше.

Христианское богослужение этого времени не было ограничено четкими рам­ками, хотя уже тогда намечалось стремление к его упорядочению, к чему и при­зывает апостол Павел:  «только все должно быть благопристойно и чин­но…» (1 Кор. 14, 40). Оно состояло из молитв (в том числе Молитвы Гос­под­ней), чтения Св. Писания Нового Завета, проповеди, пения псалмов и, воз­мож­но, уже христианских песнопений.

i 4., вып. 1, с.17-31, 39-44,

II – III века.

В первой половине 2-го века (135 г.) христианская Церковь полностью и на­всегда отделилась от ветхозаветной. Более того – «ветхая» церковь отверг­ну­та и проклята как безблагодатная («сборище сатанинское» Откр. 2, 9). Для вре­ме­ни 1-2 [L.D.2] вв. характерен переход от апостольской свободы к четким нормам и чи­нопоследованиям. В установленные часы молитвы совершаются опре­де­лен­ные службы, например, утреня с Евхаристией. Чины и тексты этих служб не со­хра­нились, кроме «Свете тихий» и некоторых других. [L.D.3] Если в апостольский век хрис­тиане были притесняемы от иудеев, то в данный период и до начала 4-го ве­ка включительно они претерпевают жестокие гонения со стороны язычников, скры­ваясь в катакомбах.

i 4., вып. 1, с.45-49, 54-58, 87, 96-99, 115-118.

IV – V века.

С начала 4[L.D.4]  века (313 г.) христианская Церковь перестает быть гонимой из­вне, но церковная жизнь возмущается постоянной борьбой с внутренними вра­гами – ересями. Вследствие этой борьбы выкристаллизовывалось догма­ти­чес­кое учение Церкви о Сыне Божьем Иисусе Христе, о Святом Духе, о Пре­свя­той Богородице. Это учение изложено в духовных песнопениях, которых в дан­ный период становится все больше. К этому времени относится расцвет мо­на­ше­с­тва с наличием особых монашеских молитвенных последований, отли­ча­ю­щих­ся от соборно-приходских.

i 4., вып. 1, с.141-142, 145-150, 158-159, 172-175, 197-201, 208-210, 226-231,

VI – IX века.

К этому времени в основном уже сложились суточный и годовой бо­го­слу­жеб­ные круги. Также в это время существуют несколько устойчивых типов бо­го­служения, повлиявших на формирование современного Устава. 8-9 века яв­ля­ют­ся временем расцвета церковной гимнографии и систематизации церковных на­певов (гласов). Устанавливается иерархия церковных праздников и их коли­че­с­тво.

i 4., вып. 1, с.318-319, 362-364, 365-372, 450-453, 457-458.

X век – наше время.

В 10-й и последующие века богослужение продолжает пополняться не­ко­то­рыми новыми чинопоследованиями и указаниями (например, «Марковы гла­вы») и службами новопрославленным святым.

i 4., вып. 1, с.459-461, 463, 482-483.

Центры церковной жизни, уставы которых легли в основу современного Типикона.

Современный Типикон сформировался под влиянием нескольких Ус­та­вов, приходских и монастырских, из каждого восприняв в себя лучшее и спа­си­тель­ное.

К соборно-приходским уставам относится Устав Великой Церкви (храм Свя­той Софии) в Константинополе с его песненными последованиями и пыш­ным церемониалом. Существовал и Святогробский Устав (в церкви Гроба Гос­подня в Иерусалиме), о котором подробно мало что известно.

Монашеских уставов было два. Наиболее древним является Иеруса­лим­ский Устав – Устав Лавры, основанной прп. Саввой Освященным (V век) близ Ие­ру­салима. Для этого устава характерны всенощные бдения накануне во­с­крес­ных и праздничных дней, четкое различие между праздничными и будничными служ­бами, широкое употребление Псалтири и др.

Другой важный устав – это Ус­тав Студийского монастыря в Кон­стан­ти­нополе, основанного в V веке. Расцвет этого монастыря приходится на IX век, когда его игуменом был прп. Феодор Студит. В основе этого устава лежит Свя­тогробский Устав, измененный под влиянием Устава Великой Церкви. Для не­го характерно отсутствие всенощных бдений и часов по воскресеньям и празд­никам, а также отсутствие ярко выраженного различия между празд­нич­ны­ми и будничными службами.

Отличительные особенности этих двух Уставов обусловлены различными ус­ловиями монастырского уклада жизни каждого из монастырей. Насельники Лав­ры прп. Саввы были отшельниками – они жили вдали от монастыря и друг от друга, приходили в монастырь накануне воскресных дней и праздников. Со­вер­шалось бдение, длившееся всю ночь, затем Литургия и общая трапеза, после че­го монахи расходились по своим пустынным кельям. Студийский монастырь, на­ходившийся в столице империи близ императорского двора, был обще­жи­тель­ным, поэтому монахи имели возможность собираться на церковные служ­бы несколько раз в сутки.

В 9-11 веках в христианской Церкви доминировал Студийский Устав, но уже с 12-го века Вселенская Церковь основывается и ориентируется на Ие­ру­са­лим­ский Устав, часто удерживая элементы Студийского Устава.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Литургика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
390 Kb
Скачали:
0