Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 19

УТРЕНЯ

воскресного всенощного бдения

Шестопсалмие. Есть традиция в праздники «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды перед шестопсалмием не читать, а петь.

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами. Поется на глас воскресного тропаря.

Тропарь воскресный гласа дважды. Этот тропарь вместе с Богородичном напечатан в Октоихе в конце великой вечерни; воскресные тропари всех гласов собраны и напечатаны в Часослове с.240-241 и Следованной Псалтири. Именно этот воскресный тропарь читается на часах и поется на Литургии;

«Слава…» тропарь святому Минеи;

«И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. i 1., с.25; 2., с.272-275; 4., с.209-215.

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 1-ом стихословии».

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 2-ом стихословии». i 1., с.25-26; 2., с.276-278; 4., с.215-225. Малые ектении на утрени после кафизм положены в Неделю, в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в субботы, в пред- и попразднства и др. i 8., с.65.

Полиелей – «Хвалите Имя Господне…» поется, открываются царскиеврата, X совершается каждение храма. Это хвалебные 134-й и 135-й псалмы. Слово полиелей переводится с греческого как «многомилостиво», так как в этих псалмах очень часто повторяются слова, обращенные к Господу «…яко в век милость Его». По Уставу полиелей должен исполняться очень торжественно: поются стихи псалмов, к каждому стиху 134-го псалма прибавляя припев «Аллилуйя», а к стихам 135-го псалма – «Аллилуйя, Аллилуйя, яко в век милость Его. Аллилуйя». i 1., с.26; 2., с.279-280; 4., вып.2, с.230-233; 5., с.59-60. В современной практике обычно поют 4 избранных стиха этого псалма – «Хвалите имя Господне…», «Благословен Господь от Сиона…», «Исповедайтеся Господеви…» и «Исповедайтеся Богу Небесному…».

Интересно отметить, что по Уставу в этом месте воскресной утрени в так называемый «зимний период» (от отдания Воздвижения до Фоминой Недели G) должны петься Непорочны и тропари «Ангельский собор», а после них Полиелей. В «летний» же период должны петься только Непорочны - 17-я кафизма или 118-й псалом полностью без припевов. Название псалма от первой строчки - «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Это песнопение тоже составлено, применяя акростих. 118-й псалом содержит 176 стихов, разделенных на 22 отдела по числу букв еврейского алфавита. Все 8 стихов каждого из отделов начинаются, в еврейском оригинале, на одну букву. Этот псалом пророк Давид составил как азбуку для своего сына Соломона. i 1., с.26-27; 4., вып.2, с.227-230; 5., с.60; 6.Лекция 8 с.118-119.

          Тропари воскресные «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Эти тропари напечатаны в Часослове с.297, а также в приложении Октоиха и называются «тропари по непорочнах». Их название как раз свидетельствует, что перед ними поются «Непорочны». i 1., с.27; 2., 281-282; 4., вып.2, с.235.

          Малая ектения i 4., вып.2, с.236.

          Ипакои́. Название этого древнего песнопения, напечатанного на ряду в Октоихе, происходить от глагола «прислушиваться, отвечать, быть послушным», автор неизвестен. Кроме воскресной утрени ипакои́ поются и на некоторых других службах по 3-й песни канона, например, на Рождество Христово, Богоявление, Неделю Ваий, Пасху, Успение и др. i 2., с.282-283; 4., вып.2, с.236-238; 5., с.27-28.

          Степенны. Это песнопения общеназидательного аскетического содержания, составленные по образцу псалмов Давидовых 119-132. В Псалтири эти псалмы озаглавлены «Песни степеней» потому, что, по предположениям исследователей, эти псалмы могли петься 1) возвращающимися из плена евреями; 2) паломниками, идущими в Иерусалим; 3) предназначались для пения на 15 ступенях Иерусалимского храма. Автором степеннов некоторые считают прп. Иоанна Дамаскина, а другие прп. Феодора Студита. В каждом гласе напечатано по три антифона, только в 8-ом четыре. Каждый антифон состоит из 3 тропарей, последний из которых посвящен Св. Духу. Способ исполнения: поются подряд первых 2 тропаря, Слава, и ныне: тропарь Св. Духу. i 2., с.283; 4., вып.2, с.238-240; 5., с.26-27; 6.Лекция 8 с.119-120; 9., с.25-29. В современной практике в некоторых приходских храмах степенны гласа, к сожалению, заменяют 1-ым антифоном 4-го гласа «От юности моея…».

          Прокимен утрени воскресный настоящего гласа. Напечатан на ряду в Октоихе со стихом. Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…» и исполняется прокимен как обычно. i 1., с.27; 2., с.284;  4., вып.2, с.241-243; 8., с.69-70.

          Диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», свящ.: «Яко Свят еси…», хор: «Аминь»,

          Диак.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», исполняется со стихом по принципу прокимна.

          Диак.: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», хор: «Господи, помилуй» трижды,

          диак.: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия»

          свящ.: «Мир всем», хор: «И духови твоему»,

          свящ.: «От …(имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение», хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», диак.: «Вонмем». i 1., с.27; 2., с.284-285; 4., вып.2, с.243-246; 8., с.70.

          ' пономарь выносит свечу и ставит у амвона

          Священник в алтаре читает Евангелие воскресное, одно из 11 по числу явлений Господа Иисуса Христа после Своего Воскресения. Которое из 11 Евангелий нужно читать, можно определить по Столпам Евангельским, напечатанным в приложении Октоиха и Типикона H, а также указано в Православном Календаре на каждый год. i 1., с.28; 2., с.286-289; 4., вып.2, с.246-248.

          Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»

          «Воскресение Христово видевшее…» поется на 6-й глас. Текст полностью напечатан в Октоихе в 1-ом гласе на ряду. В течение всего богослужебного года поется 1 раз, а во всю Светлую седмицу и в воскресные дни от Пасхи до отдания Пасхи – трижды. Кроме воскресных дней поется еще на Воздвижение, Лазареву Субботу. Не поется в том случае, если в воскресение случится Двунадесятый Господский праздник. i 1., с.28-29; 2., с.289-290; 4., вып.2, с.248-249. X Евангелие относиться на середину храма и полагается на аналое. ' Выносная свеча ставится за аналоем; необходимо приготовить сосуд для помазания и, если была лития, блюдо с раздробленными хлебами.