Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 11

В течение богослужебного года кафизмы Псалтири читаются  за богослужением в определённом количестве и порядке. По Уставу на вечерне должна исполняться одна кафизма, но в современной практике это исполняется только в субботу вечером на воскресном всенощном бдении. На утрени должны читаться иногда две, а иногда три кафизмы. По две кафизмы читаются в так называемый летний период (от Фоминой Недели до отдания Воздвижения), а также некоторое время в связи с Святками и перед Великим постом.  По три кафизмы читаются в так называемый зимний период (от отдания Воздвижения до субботы перед Неделей о блудном сыне) и в течение Великого поста. Великим постом вся Псалтирь за богослужением должна прочитываться два раза за седмицу, а в остальное время года – один раз за седмицу.

Чтение Псалтири начинается в субботу вечером, когда исполняется 1-я кафизма Псалтири «Блажен муж…». На воскресной утрени читаются 2-я и 3-я кафизмы и так далее. Подробно порядок чтения кафизм изложен в 17-й главе Типикона, а также в учебниках по Литургике (i1., с.208-209; 2., с.186-187).

Образ исполнения кафизм на утрени. Сразу после тропарей хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 1-ю Славу кафизмы. В окончание 1-й Славы чтец читает «Слава…»,  хор поет «И ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 2-ю Славу кафизмы. В окончание 2-й Славы чтец и хор исполняют то же, что и после 1-й Славы. В окончание 3-й Славы чтец читает «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды).

i 1., с.97, 205-210;  2., с.183-189; 4., вып.2,  с.215-225; 7., Лекция 5, с.53-57.

Седальны. После прочтения первой кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуйя…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 1-ом стихословии», т.е. по 1-й кафизме в следующем порядке: седален, стих, другой седален, «Слава, и ныне…» Богородичен. Во время чтения седальнов позволяется сидеть. Кафизма рядовая. Сразу после прочтения седальнов по 1-й кафизме хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…», чтец читает следующую кафизму. 2-я кафизма исполняется так же, как 1-я.

Седальны. После прочтения второй кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуйя…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 2-ом стихословии», т.е. по 2-й кафизме в вышеизложенном порядке. i 1., с.98; 2., с.278; 4., вып.2,  с.221; 5., с.53-55; 7., Лекция 6, с.64-65.

Если на утрени читаются 3 кафизмы, то по такому же принципу читаются седальны после 3-й кафизмы.

После прочтения седальнов по последней кафизме хор поет «Господи, помилуй» трижды, «Слава…», чтец читает «И ныне…» и читает псалом 50-й. i 1., с.98; 4., вып.2,  с.249-250.

Канон.

Канон

Это слово переводится как правило, трость для измерения и в Церкви употребляется с несколькими значениями:

1) ка́ноны - Церковные постановления, правила устройства Церковной жизни;

2) канон Священного Писания Ветхого и Нового Завета;

3) каноном иногда называют вообще чин, последование каких-либо молитвословий;

4) канон как литургический элемент, песнопение.

В конспекте подробнее рассмотрен канон именно как литургический элемент. Канон представляет собой обширное песнопение, составленное по определённому образцу, правилу. Начало написания песнопений этого гимнографического жанра относится к 8 веку. Канон состоит из 9 песней, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей канона. В современной практике ирмосы поются, а тропари канона с припевами читаются. В древности же пели и ирмос и тропари, о чем свидетельствует Пасхальный канон.

Ирмос (i 5., с.48; 6., Лекция 5, с.71) переводится как образец, связь. Образец – потому, что, как уже говорилось, в древности пели и тропари канона на мелодию ирмоса. Связь – потому, что связывает новозаветное песнопение –  канон с темами Ветхого Завета. В Священном Писании есть 12 отрывков, написанных в поэтической форме, т.е. песни или гимны. Эти гимны исполнялись на Ветхозаветном богослужении. 10 из них переняла христианская Церковь и наименовала Песнями Священного Писания или Библейскими песнями. Полный текст этих песней, кроме Библии, содержится в Ирмологии и Следованной Псалтири и исполняется Великим постом на каноне, а темы их отражены в ирмосах. Каждый ирмос составлен на тему определенной Библейской песни.

Библейские темы в песнях канона:

Песнь 1. Переход израильтян через Чермное (Красное) море, песнь Мариам пророчицы сестры пророка Моисея (Исход 15, 1-19).

Песнь 2. Обличительная песнь пророка Моисея. (Второзаконие 32, 1-43). Исполняется только Великим постом.

Песнь 3. Благодарственная песнь праведной Анны, матери пророка Самуила (1 Царств 2, 1-10).

Песнь 4. Предсказание о рождении Христа Спасителя (книга прор.Аввакума 3, 1-19).

Песнь 5. О явлении Спасителя как Света, все оживляющего (книга прор.Исаии 26, 9-19).

Песнь 6. Молитва пророка Ионы во чреве кита (кн. прор.Ионы 2, 3-10).

Песнь 7. Молитва отроко́в в Вавилонский печи (книга прор.Даниила 3, 25-45).

Песнь 8. Благодарственная песнь отроко́в (кн.прор.Даниила 3, 51-90).

Песнь 9.

Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа…» (Ев. от Луки 1, 46-55).

Пророчество Захарии (Ев. от Луки 1, 68-79).

i 2., с.292-293; 4., вып.2,  с.256-260; 5., с.40-43; 6., Лекция 5, с.70-73, Лекция 8, с.121; 7., Лекция 6, с.66-67.

На вседневной утрени читаются 3 канона: 1) 1-й канон Октоиха на 6 (включая ирмос); 2) 2-й канон Октоиха на 4; 3) канон святому Минеи на 4. «На 6» и «на 4» означает количество тропарей, которые должны читаться из каждого канона. Общее количество тропарей – 14. Каноны Октоиха и Минеи содержат полный канон, состоящий из 9 песней (кроме 2-й).

Образ соединения канонов на утрени.

Поется ирмос 1-го канона (на вседневной утрени - Октоиха) на текущий глас Октоиха;

читается или поется припев по содержанию канона (например, к тропарям воскресного канона припев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», Крестовоскресного – «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению Твоему», в Двунадесятые Господские праздники – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Покаянного (Умилительного) – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»Богородице – «Пресвятая Богородице, спаси нас», святителям «Святителю отче …, моли Бога о нас», мученику – «Святый мучениче …, моли Бога о нас», преподобному – «Преподобне отче …, моли Бога о нас» и т.п. Припевы к тропарям канона известны из литургических памятников 16 века. i 4., вып.2, с.263-266, 277; 5., с.46; 7., Лекция 6, с.67-68);