Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 20

          50-й псалом читается. Устав предполагает его пение на 6-й глас. i 4., вып.2, с.249-251.

          «Слава: Молитвами апостолов, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

          «И ныне: Молитвами Богородицы, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

          «Помилуй мя, Боже…» (2 стиха 50-го псалма)

          «Воскрес Иисус от гроба…» - стихира воскресна. Все эти краткие молитвословия поются на 6-й глас и напечатаны в Октоихе в 1-ом гласе на ряду.

          Диак.: «Спаси, Боже, люди Твоя…» - это та самая молитва, которая произносится на литии; хор: «Господи, помилуй» 12 раз,

          свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь». i 1., с.29; 2., с.290-292; 4., вып.2, с.254-255.

          После этого возгласа в современной практике молящиеся прикладываются к Евангелию [и иконе] и X совершается помазание освященным елеем и раздаются хлебы, освященные на литии. Интересно отметить, что Устав знает только целование Евангелия без помазания. Оно совершалось во время чтения 50-го псалма. Если же в этот день выпала память великого святого, имеющего бдение, то в конце утрени перед 1-ым часом совершалось помазание елеем «из лампады святого» (Типикон гл.3-я). X ' После помазания Евангелие (с солеи священник осеняет им народ) и свеча уносятся в алтарь, царские врата закрываются.

          Канон. Читаются 3 канона Октоиха и 1 Минеи: Воскресный на 4 (тропаря); Крестовоскресный на 3; Богородице на 3; святого на 4, вместе на 14. Если святой Минеи имеет знак праздника H, то соотношение тропарей канонов Октоиха и Минеи будет другое H. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (воскресного канона), тропарей и катавасии. i 4., с.269-273, 278.

Катавасия.

Катавасией называется ирмос, который поется в конце песни канона. Катавасия с греческого переводится как «схождение» потому, что для его исполнения сходились вместе два хора. В воскресные дни, а также в праздники святым со славословием и выше, поется катавасия «по Уставу», т.е. уставная или праздничная, а не так наз. «покрывающий ирмос» по принципу будничных дней. В 19-й главе Типикона изложено, в какой период богослужебного года какую нужно петь катавасию. В качестве катавасии поются в основном ирмосы канонов ближайших Двунадесятых праздников, вокруг этих праздников и группируются периоды катавасий. Исключением является время пение Постной и Цветной Триодей, когда для каждого воскресного дня или праздника предусмотрена какая-либо своя катавасия. Вот эти периоды (даты указаны по старому стилю):

          От праздника Введения (21 ноября) до отдания Рождества Христова (31 декабря) катавасия – ирмосы Рождественского канона глас 1-й «Христос раждается, славите…».

          С 1 января до отдания Богоявления (14 января) – ирмосы канона Богоявления глас 2-й «Глубины открыл есть дно…».

          С 15 января до отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) – ирмосы Сретенского канона глас 3-й «Сушу глубородительную землю…».

          От отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) до 1 августа (кроме периода пения Постной и Цветной Триодей) – ирмосы канона Благовещения глас 4-й «Отверзу уста моя…».

          Подробно для дней периода пения Постной и Цветной Триодей катавасия указана в Триодях на ряду и в 19-й главе Типикона.

          От Пасхи до отдания Пасхи (но не в само отдание) катавасией будут ирмосы Пасхального канона глас 1-й «Воскресения день…».

          В попразднство Вознесения – ирмосы канона Вознесения глас 5-й «Спасителю Богу…».

          На Троицу и до отдания Троицы – катавасия праздника Троицы глас  4-й «Божественным покровен…»; (ирмосы на Троицу 7-го гласа).

          С 1 августа до отдания Воздвижения (21 сентября) – ирмосы канона Воздвижения глас 8-й «Крест начертав Моисей…», кроме: от предпразднства Преображения до отдания – глас 4-й «Лицы Израильстии…»; от предпразднства Успения до отдания – глас 1-й «Преукрашенная Божественною славою…».

С 22 сентября до предпразднства Введения (20 ноября) катавасия «Отверзу уста моя…».

i 1., с.24, 235-236; 2., с.298-299; 4., вып.2, с.273-275; 5., с.50; 6., Лекция 8, с.121; 8., с.75-76.

По 3-й песни канона малая ектения, кондак и икос святому Минеи (напечатаны в Минее по 6-й песни), седален святому, Слава, и ныне: Богородичен (напечатаны в Минее по 3-й песни.) Кондак Минеи вычитывается по 3-й песни потому, что по 6-й песни читается более важный кондак, т.е. воскресный. i 4., вып.2, с.282-283.

По 6-й песни  малая ектения, кондак и икос воскресные гласа Октоиха, напечатаны на ряду в Октоихе. i 4., вып.2, с.283-285.

По 8-й песни «Честнейшую…», X каждение алтаря и храма

По 9-й песни малая ектения,

«Свят Господь Бог наш» трижды, исполняется со стихами по принципу прокимна. Распевов (гласов) этого песнопения тоже 8. i 1., с.30-32; 2., с.312; 4., вып.2, с.281-288, 293-295; 5., с.56.

Эксапостила́рий (светилен) воскресный, один из 11, с тем же порядковым номером, что и Утреннее Евангелие. Эксапостиларий раскрывает содержание того же евангельского события, что Евангелие. Напечатаны в приложении Октоиха сразу после Евангельских столпов и в  54-й главе Типикона. Тут же напечатаны Богородичны, читаемые на «И ныне…» и  «утренняя» Евангельская стихира. Автором эксапостилариев и, вероятно, Богородичнов является византийский император Константин VII Порфирородный (10 век), а автором Евангельских стихир – император Лев VI Мудрый, его отец. Для того, чтобы без календаря определить, которое читать Евангелие, эксапостиларий и «утреннюю» Евангельскую стихиру H, необходимо пользоваться Евангельскими столпа́ми. Таких столпов 6. В левой колонке печатаются гласы по-порядку (от 1-го по 8-й), а в правой – соответствующий этому гласу ряд Евангелия (от 1-го по 11-й). Первый столп и, соответственно, отсчет гласов начинается с 1-го воскресения Петрова поста, а отсчет Евангелий – с Недели Всех Святых, поэтому в 1-ом столпе 1-му гласу соответствует 2-е Евангелие, 2-у гласу – 3-е и т.д. Второй столп начинается после дня пророка Илии 20 июля (н.ст.2 августа), где 1-у гласу соответствует уже 10-е Евангелие и т.д. Третий столп начинается после Воздвижения 14 сентября (н.ст.27 сент.), где 1-у гласу соответствует 7-е Евангелие и т.д. Четвертый столп начинается совместно с Рождественским постом 15 ноября (н.ст.28 нояб.), где 1-у гласу соответствует 4-е Евангелие и т.д. Пятый столп начинается после Богоявления 6 января (н.ст.19 янв.), где 1-у гласу соответствует 1-е Евангелие и т.д. Шестой столп начинается Великим постом и 1-у гласу соответствует 9-е Евангелие и т.д. Чтобы узнать ряд Евангелия, необходимо сначала определить столп, т.е. период, а затем смотреть, которое Евангелие соответствует гласу данного воскресного дня. Последовательность Евангелий не прерывается, т.е. они прочитываются подряд с 1-го по 11-й. В случае ранней Пасхи может наступить праздник, являющийся ключевой границей какого-либо столпа, а предыдущий столп еще не закончился. В таком случае ряд Евангелия нужно определять соответственно гласу еще по предыдущему столпу. Если в прошлое воскресение читалось, например, 4-е Евангелие, то в следующее должно читаться 5-е, а не какое-то другое.