Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 12

читается 1-й тропарь 1-го канона;

o  далее чередуются припевы с тропарями 1-го канона, к тропарям в честь мучеников припев «Святи мученицы, молите Бога о нас». К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

o  далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 2-го канона. К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

o  далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 3-го канона – в данном случае, святому Минеи. Перед последним тропарем – Богородичном припев «Слава, и ныне…». Есть практика читать «Слава…» перед предпоследним тропарем, а «И ныне…» перед Богородичном.

После всех тропарей 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется покрывающий ирмос – катавасия. На вседневной утрени в качестве катавасии поется ирмос последнего канона, в данном случае Минеи, соответствующей песни. Значит, катавасией по 3-й песни будет ирмос 3-й песни канона Минеи, по 6-й песни – ирмос 6-й песни и т.д. Глас канона Минеи указан в начале канона. i 2., с.297; 4., вып.2, с.255-269, 276-277; 5., с.43-53, 86; 7., Лекция 6, с.67-70.

Краегране́сие или краестро́чие или акро́стих – это литературный прием, когда при сочетании первых букв ирмосов или тропарей канона или ирмосов и тропарей образуется фраза, относящаяся к празднуемому событию или святому и иногда открывающая имя автора канона. Акро́стихможно прочитать только в греческом оригинале (в II томе т.наз. Зеленой Минее за Июль, с. 55 в службе иконе Богородицы «Троеручица» в каноне можно прочитать акростих на славянском языке). i 5., с.51.

После 3-й, 6-й и 9-й песней канона малая ектения. i 2., с.300.

Схема соединения канонов(на вседневной утрени)

1-йканон

Песнь 1

Песнь 3

Малая ектения, седален, Слава, и ныне: Богородичен или Крестобогородичен

Песнь 4

Песнь 5

Песнь 6

Малая ектения, кондак и икос

Песнь 7

Песнь 8

Песнь Богородицы «Честнейшую…»

Песнь 9

Малая ектения, светильны

Ирмос

Припевы

Тропари

Ирмос

Прип-ы Троп-и

Ирмос

Прип-ы Троп-и

Ирмос

Прип-ы Троп-и

Ирмос

Прип-ы Троп-и

Ирмос

Прип-ы Троп-и

Ирмос

Прип-ы

Троп-и

Ирмос

Прип-ы Троп-и

2-й канон

Припевы

Тропари

Припевы

Тропари

Прип-ы Троп-и

Припевы

Тропари

Припевы

Тропари

Прип-ы Троп-и

Припевы

Тропари

Припевы

Тропари

3-й канон

Припевы

Тропари

Слава, и ныне: тропарь

Припевы

Тропари Слава, и ныне: тропарь

Катавасия

Прип-ы Троп-и

Слава, и ныне: тропарь

Припевы

Тропари Слава, и ныне: тропарь

Припевы

Тропари Слава, и ныне: тропарь

Катавасия

Прип-ы Троп-и

Слава, и ныне: тропарь

Припевы

Тропари Благосло-вим,и ныне: тропарь

«Хвалим, благосло-вим…»

Катавасия

Припевы

Тропари Слава, и ныне: тропарь

Катавасия

«Достойно есть…»

По 3-й песни малая ектения, затем читается седален святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен, а в среду и пяток Крестобогородичен, Минеи. В некоторые дни по 3-й песни в Минее на ряду может быть напечатан кондак святому. В таком случае следует петь (или читать) сначала кондак, затем седален, «Слава, и ныне…» Богородичен.

По 6-й песни малая ектения, затем поется кондак святому Минеи на глас, указанный перед кондаком. Сразу за кондаком поется на тот же глас (или читается) икос, если он в Минее на ряду напечатан. Следует обратить внимание, что часто икос оканчивается той же фразой, что и кондак. Это своеобразный литературный прием, подчеркивающий какой-либо аспект праздника или памяти святого. Напечатанный по 6-й песни кондак святого читается на часах и поется на Литургии.

По 8-й песни:

перед катавасией поется «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». X Во время пения 8-й песни диакон (или священник) кадит алтарь, во время пения катавасии выходит из алтаря, кадит солею, становится у иконы Богоматери, кадит ее и возглашает «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим» и затем кадит весь храм,

хор поет песнь Богородицы - «Честнейшую…» (Ч & с.58-59). Это песнопение состоит из стихов Евангелия от Луки  (1, 46-55) «Величит душа моя Господа…» и припева «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем», который припевается к каждому стиху. Автором припева «Честнейшую…» является прп. Косьма Маюмский. По преданию, ему явилась сама Матерь Божия сказав, что из всех песнопений, составленных им в Её честь, это наиболее приятно Ей, и к поющим сию песнь Она особенно близка. По замыслу Типикона, «Честнейшую…» должно петься «велегласно», то есть громко и торжественно. i 2., с.310-312; 4., вып.2, с.288-293; 6., Лекция 8, с.121.

Есть в богослужебном году службы, когда «Честнейшую…» не поется, например, Двунадесятые праздники и их отдания и другие, указанные в 20-й главе Типикона.

По 9-й песни после катавасии поется «Достойно есть…» на глас катавасии и совершается земной поклон,  затем малая ектения.

Известнейшие творцы канонов.

Основоположником этого жанра считается прп. Андрей Критский († нач. 8 в.). Самым известным его каноном является Великий канон, содержащий 250 тропарей, который читается Великим поста. Еще им написаны каноны на праздник Рождества Богородицы, Лазареву субботу, для Страстной седмицы и др., а также он сочинял и стихиры. i 4., вып.1, с.368; 5., с.44-45, 78.

Еще один не менее известный творец канонов прп. Иоанн Дамаскин († конец 8 в.). Его перу принадлежат намного больше канонов и других песнопений, чем прп. Андрею. Песнопения воскресных служб всех гласов в большинстве своем написаны прп. Иоанном, а также им написаны следующие каноны: на Пасху, Вознесение, Преображение, Благовещение, Успение и многие другие. i 4., вып.1, с.369; 5., с.78-79.