Конспект лекций по этике государственной службы, страница 2

Сущность человека- это объективный, имманентный, то есть внутренне присущий ему закон развития и «самовозрастания», его внутреннее содержание, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречий форм его бытия. Сущность человека в морали противопоставляется конкретным несовершенным формам его реального существования и выражается в совершенном образе нравственной личности и нравственных отношений. Этот образ называется нравственным идеалом.

Мораль как важная часть духовной культуры существует и может быть правильно понята только в конкретном культурно-историческом контексте. Этика обосновывает или, наоборот, критикует различные концепции морали. В ней отражаются господствующие в том или ином обществе стереотипы нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений, а также формируются основные нравственные проблемы, закономерным образом, возникающие в процессе общественного развития, и рассматриваются различные способы их разрешения. Таким образом, в этике формируются реальные предпосылки дальнейшей эволюции нравственности. Этика не только изучает уже сложившиеся в культуре модели морали, но и создаёт новые. Этические учения - это «больше, чем вехи истории, они суть одновременно фрагменты, пласты, целые континенты современной нравственной культуры» (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян), различные стратегии решения моральных, культурных, мировоззренческих проблем.

Предметом этики как науки является проблема происхождения и сущности морали, закономерности её функционирования в системе общественных отношений и перспективы развития. В этике даются определения важнейших аксиологических (ценностных) категорий - блага, любви, добра и зла, свободы и нравственного долга, справедливости и совести и т.д. В этике описывается идеал нравственной личности и нравственных отношений, формируются критерии моральной оценки.

3. Моральное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения – это три формы существования морали.

В структуре морального сознания можно выделить три компонента –эмоциональный-чувственный, рациональный и волевой.

В зависимости от того, что мы рассматриваем в качестве субъекта морального сознания, деятельности и отношений – индивида, социальную группу или человечество в целом – мы выделяем три уровня существования морали - индивидуальный, уровень социальных групп и общечеловеческий.