Конспект лекций по этике государственной службы, страница 10

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой...

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Синкретическое единство обрядовых, правовых и моральных норм характерен для эпохи перехода от родоплеменного строя к формированию к государственности, когда мировоззрение оставалось синкретичным, недифференцированным, общественное сознание не было разделено на религию, право, мораль и т.д. Заповеди Моисея носят «поведенческий» характер, они направлены на жёсткое внешнее регулирование человеческого поведения. Необходимость такого кодекса была обусловлена конкретной исторической задачей — объединения разрозненных племён в единый народ и создание государственности.

Для ветхозаветной морали характерен принцип Талиона — равного воздаяния за преступление: «Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать брату своему. И истреби зло из своей среды. И остальные увидят и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:19-21). В этих требованиях отражается наследие племенного прошлого с его законом кровной мести (душу за душу), парадоксальное начало длительного процесса развития морального сознания.

Новый Завет — это договор Бога со всем человечеством, по которому человек искуплённый от первородного греха и его последствий, перешел из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати. С момента его заключения развитие человека обусловливается уже не столько строгим соблюдением закона, исполнением предписаний, сколько свободным и самостоятельным выбором веры. Эта особенность этики Нового Завета отражает, с одной стороны, объективную закономерность развития нравственного сознания, а с другой, - особенности историко-культурной ситуации, предопределившей стремление определённых слоёв общества «отрешиться от мира сего» путём обретения абсолютной духовной свободы (ситуация регулярно возникающая в истории в эпохи кризисов).