Историческое развитие нравственности. Развитие морали. Простейшие виды нравственных отношений. Развитые формы нравственной регуляции

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 7.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

/. РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Существование нравственных отношений связано с особенностями социального развития, в процессе которого формируется личность. Сначала затронем вопрос о ее биологической подоплеке,

а) О биологических предпосылках нравственности.

Человек является живым существом. Поэтому закономерен вопрос: есть ли в биологии нечто, способствующее нравственности? И есть ли нравственность у других живых существ?

С одной стороны, в природе идет борьба за существование по принципу "кто сильнее, тот и прав". С другой - можно заметить и коллективизм муравьев, и трудолюбие пчел, и заботу матерей о потомстве. Это зачатки нравственности? Здесь весь вопрос не в том, что делает животное, а почему.

Известно, что животными движет инстинкт, совокупность врожденных и приобретенных стереотипов поведения. Нормы поведения биологических видов не меняются от поколения к поколению. Механизм инстинкта не предполагает сознательного выбора поведения поэтому нет животных, "не выполняющих свои обязанности", а где нет разницы между долгом и реальностью, нет и морали.

На вопрос, какое влияние на нравственность оказывает телесная природа человека, мыслители отвечали по-разному:

а)   "Человек от   природы  добр,  надо   только   не  мешать  развитию   этого врожденного добра". (Ж.-Ж. Руссо).

б) "Человек от природы зол, а нравственность подавляет пороки". (Т.Гоббс).

а) Если добро запрограммировано в нас генетически, то почему оно не реализуется само по себе, а вменяется в обязанность?

б) Если человек зол и мораль охраняет нас от взаимного уничтожения, это может позволить людям уживаться друг с другом, но никак не совершенствоваться.

Состояние телесной оболочки оказывает, конечно, воздействие на состояние души. Греки говорили: в здоровом теле - здоровый дух. Но тело является средством для реализации моральных задач. Ни накаченные мышцы, ни наоборот истощенный организм сами по себе не порождают в человеке никаких нравственных идей. Наоборот, именно идеи определяют, зачастую, то. как человек обращается со своим телом.

Вывод: биологическая природа существенно на характер нравственности не влияет.

б) Отношения людей при родовом строе.

Первыми человеческими коллективами являлись кровнородственные общины. Условия жизни были тяжелыми, поэтому жизнь каждого зависела от сплоченности коллектива. Порядок поддерживался, в первую очередь, системой табу (жестких запретов на некоторые виды пищи, на приближение к святым местам, на половые отношения с родственниками и т.д.) Запрет был не всегда рационально обусловлен (в качестве аргумента ссылались на духа-покровителя, которого можно было разгневать).

На  основе  табу  с  течением   времени   сложились обычаи и традиции. Некоторые из них можно оценить как нравственные;    уважение к старшим, взаимопомощь в труде и т.д.

Однако нормыобычая и нормы морали имеют различия.

1.  Обычаи распространяются только на "своих", а не "чужих". Мораль тяготеет к всеобщим правилам.

2.  Обычай детально регламентирует, когда, что и как делать. Нормы морали необходимо самостоятельно  применять  к обстоятельствам,  ибо  они  носят обобщенный характер.

3.  Моральные нормы опираются на идеи добра и должного, правила обычая поддерживаются с помощью авторитета общественного мнения (Так заведено и следуй этому).

4.  Следуя обычаю, личность лишена выбора ("делай как все"). Т.е. обычай нельзя улучшить, в отличие от морали, которая постоянно совершенствуется.

5.  Контроль за соблюдением обычая осуществляется общественным мнением. В морали главное значение имеют мотивация поступка и самоконтроль.

Ряд предписаний регулировал отношение общины с другими общинами. Принцип талиона (принцип воздающей справедливости и кровной мести. Суть: жизнь за жизнь и т.д.) Признаки талиона:

• провозглашение одинаковости и равенства между родами;

•  талион опирался на коллективную ответственность за каждого человека и характеризовался как индивидуальное качество рода;

•  норма талиона реализовывалась только в поступках;

•  талион служил способом  упорядочивания  отношений  и  равновесия  между родами.

В совместных трудах и сражениях складывались нормы общежития. Но включаясь в жизнь племени, индивид приобщался к его законам "подражательным" путем. Индивид не имел еще собственных внутренних убеждений и нравственных представлений. Господствовали обычаи и традиции.

в) Переход к нравственной регуляции.

Разделение труда и повышение его производительности привело к разложению первобытнообщинного строя. Из-за имущественного расслоения община перестала быть монолитной, а основной социальнрй ячейкой стала патриархальная семья ( несколько поколений родственников). Глава такой семьи обладал неограниченными правами. Индивид постепенно освобождался от опеки общины, и назревала необходимость в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Если прежде нарушитель нормы карался автоматически, то впоследствии стали приниматься во внимание намерения и личная вина.

С распространением нравственной оценки на внутренний мир человека оформляется особое представление о добре, в отличие от блага вообще. Люди всегда различали хорошее и плохое, благое и вредное - вся мифология построена на противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти. Со временем сложился целый пантеон богов "добрых" и "злых", но не уступающих в могуществе друг другу. Но такое противопоставление не имело собственно морального смысла (у греков боги выступали не столько как создатели нравственных правил, сколько как их нарушители).

Таким образом, постепенно складывающееся представление о добре не отождествлялось с волей богов.

2. ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ HРАВСТВЕННЫХ О ТНОШЕНИЙ.

а) Община. Во всех обществах с господством сельскохозяйственного производства человеческое общежитие организовано, в основном, как община. Община - это коллектив, обладающий собственностью на занимаемую территорию,     распоряжающийся     землей,      имеющий      общий      культ      и

руководствующийся принципом самоуправления. Сначала община была кровно­родственной» затем патриархально-семейной и территориальной, объединяющей семьи.

Черты нравственных взаимоотношений в общине.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Этика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
76 Kb
Скачали:
0