Историческое развитие нравственности. Развитие морали. Простейшие виды нравственных отношений. Развитые формы нравственной регуляции, страница 2

1.  Общинность   пронизывала   все   сферы   жизни,   что   было   характерно   для

большинства народов как Запада, так и Востока.

2.  Особое сочетание личного  и  коллективного  интереса.  С  одной  стороны,
индивид располагал некоторой свободой проявлять свои душевные склонности,
С   другой    -    община    предлагала    ему    некий    шаблон    поведения,    что
препятствовало возникновению соблазнов попирать законы и мораль,

3.  Все имели равное право участвовать в управлении, а отсюда предпосылки
морального равенства,

4.  В общине каждый был на виду, и общественное мнение судило любого по его
делам.

В общине вырабатывается идейное образование - "Народная нравственность". "Народной нравственностью" можно назвать моральное сознание, отношения и деятельность наиболее традиционного типа. Народ передаст переживаемый нравственный опыт, закрепляя его в фольклоре (сказки, песни, пословицы и т.д.) Изучение фольклора позволяет сделать вывод о том, что разные народы своеобразно оформляли те всеобщие нормы, которые характеризовали нравственность.

1. Одна группа этих норм определяется патриархальным бытом и главенством мужчины, ориентирована на почитание отца и послушание всякому старшему. Отсюда развитие культа предков (у всех народов практически). Самые древние правила этой группы касались отношения к мертвым (не тревожь напрасно прах, не выноси ничего с кладбища и т.п.), обряд захоронения связывался с нравственной репутацией умерших (самоубийц хоронили за оградой, преступников иногда запрещали хоронить). До нашего времени сохранилось латинское изречение: "О мертвых или хорошо, или ничего".

Особое    место    занимала женщина-мать,что    связано    с    культом прародительницы (даже у тех народов, где женщина - существо второго сорта). С установлением патриархата в брачных отношениях утвердилась форма повиновения жены мужу, что связывалось со значимостью выполняемых мужем обязанностей, главной из которых являлось материальное обеспечение.В арабской, китайской традиции муж мог иметь столько жен, сколько мог содержать. Однако безнравственно жениться вовсе, если беден. Женщина долгое время не считалась полноправным субъектом морали, а входила в семью мужа на правах имущества (могла быть передана другому за долги).

Отношения с детьми строились по принципу почитания старших, часто принимавшего форму жесткого авторитаризма ("я тебя породил, я тебя и убью"; вопросы замужества и женитьбы; не садись первым за стол, не бери первым ложку, не болтай в присутствии старших и т.д.) В народном сознании семья выступала в качестве первостепенной нравственной ценности. Недаром свадьба - финал большинства сказок, после которого все беды должны прекратиться.

Патриархат исключал равенство мужчин и женщин, что своеобразно отражалось в моральных представлениях. В области половых отношений раньше всего появились различные табу. Например: невинность рассматривалась в качестве основной девической добродетели; женская порядочность ассоциировалась, прежде всего, с верностью супругу. К мужчинам требования были мягче: похождения на стороне не считались особым грехом, если супруг в конце-концов возвращался домой.

На Востоке женщинам запрещалось даже показываться чужим мужчинам, у горцев Кавказа мужчина, случайно дотронувшийся до чужой жены, изгонялся из селения на год, а женщина считалась опозоренной.

I. Вторая группа предписаний традиционной морали определялась связью общин со своей землей. С этим связано формирование патриотизма, связанного в первую очередь с защитой своей земли (воины Роланд, князь Игорь, Зигфрид и т.д.). Воспевание воинской добродетели обусловливало интерпретацию трусости в качестве самого презренного порока. В таком же контексте мыслилась и дружба: "Сам погибай, а товарища спасай".

Отношение к труду часто выступало критерием нравственности. Так, в сказках выражалось сочувствие тому, кто работает от темна до темна. Не трудом приобретенные блага часто расценивались как кража. Считалось, что богатство вызывает бессмысленную жадность, а стремление удержать накопленное заставляет лгать. Порицалось богатство, конечно, незаслуженное.

3. Третья группа предписаний вытекала из чувства сплоченности членов общины, как ныне живущих, так и умерших и еще не родившихся. Осуждался "Иван, родства не помнящий". Община выступала как единый организм, все праздники отмечались сообща, все главные события происходили на глазах у людей: "На миру и смерть красна" (русск.), обычай толоки у белорусов. "Один в поле не воин", "Одинокий пыли не подымет" туркмен.).

Отношения в общине налаживались по принципу взаимности: "Как аукнется, так я откликнется" (русск.), "Что себе не мило, того и другому не желай" (бел.).

Так называемая "народная нравственность" имеет и негативные моменты: деспотизм со стороны мужчины, жесткое давление мнения "Среды", агрессивное неприятие всего "чужого".

3. РАЗВИТЫЕ ФОРМЫ НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ

1) Нравы эпохи феодализма.

Сильнейшее влияние на нравственность оказало возникновение и распространение христианства. С развалом Римской империи рушились и привычные стандарты общественной жизни, требовались иные ценностные ориентации. Христианство предложило новые ценности и идеалы. Христианская мораль обращена к личности, апеллирует к совести каждого, что делает ее привлекательной для широкого круга людей. Предписания к поведению человека опираются не столько на традиции, сколько на религиозную идею в душе каждого. Христианство уравнивает перед лицом Бога всех (все дети Божьи, все страдают на этой земле, все заслуживают спасения). В лице Иисуса Христа человечество создало себе моральный идеал очень высокого порядка . Христианство восприняло многие традиционные нравственные правила, дав им новое идейное обоснование: не просто "не убивай", но если "ударят по правой щеке, подставь левую" (т.е. более высокая степень смирения). Главными моральными ориентирами становятся более абстрактные установки, расширяющие пространство для проявления индивидуальной инициативы в нравственном становлении. Таким образом, христианство во многом способствовало прогрессивному развитию морали по сравнению с патриархальными нравами (жесткие предписания). Однако глубинные возможности христианства так и остались нереализованными, что связано с его социальной адаптацией.