Конспект лекций по этике государственной службы, страница 11

Основные категории христианской этики:

Бог — Единое — вся полнота бытия, причина и создатель Вселенной, всеобщий закон. для христианства характерно отношение к Богу как личности, обладающей бесконечным могуществом, совершенным разумом и безграничной любовью.

Богочеловек (Спаситель мира, слово Христос — это перевод древнееврейского слова Мессия) — Иисус Христос совмещает в себе два совершенных естества — истинное божество и истинное человечество. Эти два лица соединены в нём ипостасно, т.е. составляют одно лицо (гр. «лицо», «сущность»). Образ Богочеловека есть идеальный образ человеческой личности, раскрывающий конечное предназначение человека в мире. Человек по замыслу христианства есть образ и подобие Божие. (Туринская плащаница). Это и есть идеал человеческой личности, достижение которого становится высшей целью и смыслом жизни. «Человек есть существо, получившее повеление стать Богом» (Василий Великий, IVв.), «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (Афанасий Великий). «Призванный к стяжанию Святого Духа… человек приобщается к нетварным Божественным энергиям и «обожается» (Преп. Серафим Саровский, ХIХ в.).

Христианство называют религией искупления. Грех (погрешность, ошибка) — всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и помышлением от Закона Божия (Ин. 3:4), грех — это беззаконие. Источник греха — эгоизм и себялюбие, злоупотребление разума и воли разумных существ, замена божественной воли своей волей. Все грехи человечества есть следствие первородного греха, совершённого Адамом и Евой. Андрей Кураев: Не тело вовлекло человека в грех, но воля, сугубо духовная потребность. Человек захотел быть сам по себе и жить в мире самом по себе, вне Бога.

Первородный грех стал причиной порчи человеческой природы:

1. До падения человек имел ясный и светлый ум и мог проникать в природу вещей (Быт. 2:19-20). После падения разум человека помрачился, человек с большим трудом стал приобретать знания об окружающем мире.

2. До падения человек находился в близком общении с Богом, имел о нём ясное и правильное знание. После — он может иметь только самое общее знание о Боге (Рим. 1:19- 20; Пс.18-2), а сообщаемые ему откровения часто оказываются непостижимыми (Ис.б:9- 10; Иер.5-21; Мф.13:13-15).