Конспект лекций по этике государственной службы, страница 12

3. До падения человек не имел стремления к греху. После наклонность к греху сделалась уделом всех людей (Быт.б:5; Рим.7:18-19, 21-23). Человек должен употреблять большие усилия, чтобы идти по пути добра (Мф.11:12, Лк. 16:16).

4. До падения сердце Адама и Евы отличалось непорочностью, было исполнено высоких чувств, После — в сердце человека появились нечистые желания и стремления к благам мира сего как источнику счастья.

5. До падения тело человека отличалось крепостью и силой, не знало болезней, человек был бессмертен. После грехопадения человеку посылаются болезни и физическая смерть (Быт.2:17; Числ.16:29; 27:3; Рим.5:12; 1 Кор. 15:21-22).

6. До падения человек пребывал в блаженном, райском состоянии. После — он утратил блаженство.

Первородный грех стал причиной «повреждённости» человеческой природы, его последствия распространились на всё человечество, все потомки Адама и Евы — грешные, несовершенные существа. В христианстве существует сложная классификация грехов. В нравственном богословии различают их по качеству, по тяжести, по участию воли. Это грехи чувственные (чревоугодие, блуд) и духовные (гордость, уныние); вольные и невольные; грехи опущения (не исполняется то, что повелевается) и грехи нарушения (делается то, что прямо запрещено), грехи простительные, совершаемые по слабости и немощи, сопровождаемые раскаянием, и грехи тяжкие (по свойству поступка, по участию в нём злой воли и упорству в нём человека). Тягчайшим грехом считается грех против духа Святого — это хула на Бога, отчаяние в милости Божией (уныние) и дерзкое упование на Божественную благодать (гордыня). Существует также понятие смертного греха — это грех, который по упорству в них человека истребляет в человеке любовь к Богу и делает его невосприимчивым к божественной благодати. К смертным грехам относят гордость, тщеславие, уныние, зависть, злопамятство, сребролюбие (алчность, скупость), гнев, беспечность, ленность, блуд (вожделение), чревоугодие (пьянство). Эти грехи не прощаются из-за нераскаянности в них грешника, а не от недостатка благодати для спасения (эгоизм, рабство плоти, упорство).

Христианским учением о грехе обосновывается необходимость искупления.

Искупление есть освобождение из рабства путём выкупа. Согласно христианству рабство человека — в грехе, поработившем волю человека. Человек стал рабом греха, а значит и — Сатаны. Выкуп за освобождение человека из этого рабства — это кровь и жизнь Иисуса Христа. В результате искупительной жертвы — крестной муки и смерти Спасителя человечество было освобождено от греха, смерти и власти дьявола. Человек стал свободным Сыном Божиим. Но эта свобода как внутренняя свобода духа осуществляется в этом мире не вполне, т.к. грех продолжает жить в плотя человека. Полное искупление, не только нравственное, но и телесное, должно состояться при втором пришествии Христа. Словом «искупление» в христианстве называют 1. Служение Иисуса Христа; 2. исправление «повреждённой» природы человека; 3. примирение человека с Богом; 4. оправдание (отдельного человека). Покаяние есть ответ человека на искупительную жертву Бога. Слово «покаяние» (от гр. «мыслеперемена») в Евангелиях означает: 1. раскаяние; 2. полное изменение всего существа человека, возрождение, внутреннее преображение. Греческое слово означает «продумать заново».