Конспект лекций по этике государственной службы, страница 18

В суфизме процесс совершенствования, духовного возрастания человека представляет собой последовательное прохождение следующих ступеней:

1. материальная (животная) природа;

2. индивидуальная чувствующая и разумная душа (нафс) – человеческое «Я», подчиненное эгоистическим устремлениям и страстям, «самость»;

3. сердце;

4. глубинное сознание (воспринимающее только Бога):

5. сокровенное сознание (сливающееся с Богом).

Человечество в соответствии с учением суфизма можно разделить на три части:

1. Люди, не обладающие самосознанием, живущие на психологическом уровне животной природы, не интересующиеся ничем, кроме своих животных потребностей. Это тип примитивного человека, дикаря.

2. Люди, обладающие самосознанием, живущие на психологическом уровне нафса. Им свойственны честолюбие, эгоцентризм. Это тип цивилизованного человека.

3. Люди, обладающие сознанием сердца. Они находятся на психологическом уровне сердца, обретя свободу от «эго». Это избранные, перешедшие от рационального знания к непосредственному видению реальности объектов.

Материальная природа – это психологическая конституция человека, врожденные особенности его психики:

Индивидуальное «эго» развивается из материальной природы в результате взаимодействия с окружающей средой под влиянием воспитания. Это идол, заставляющий человека поклоняться самому себе, источник неверия, подчиняющий человека плотским желаниям, причина лицемерия, притворства, тщеславия, алчности, гордыни, высокомерия, самомнения, презрения к людям. Человеческое эго называется «нафсом». Нафс обладает следующими особенностями:

1. пытается выставить напоказ и возвеличить свои добродетели и утаить пороки, любит комплименты и восхваления, лишенный похвалы, становится вялым и слабым;

2. он размышляет о себе с любовью и восхищением;

3. ненасытен и жаден, цепляется за любую собственность или предметы своих вожделений из жадности или страха нищеты и нужды;

4. раб страстей, неустанно предается похоти и самоуслаждению;

5. непостоянен, переменчив и капризен, он спешит исполнять свои желания, совершая при этом опрометчивые поступки;

6. ленив, если и занят, то чаще всего, бесплодной деятельностью;

7. неблагодарен, но обидчив и злопамятен;