Конспект лекций по этике государственной службы, страница 6

Основатель буддийского учения Сиддхартха Гаутама родился около 593г. в небольшом княжестве, расположенном близ Гималаев на границе с Непалом, в царской семье. Известны легенды о его чудесном рождении и удивительной судьбе. Долгое время царевич жил без забот, предаваясь насаждениям, ничего не зная о горестях жизни. Впервые покинув стены дворца, когда ему исполнилось 29 лет, он встретил больного старика и увидел похороны и узнал, что в мире есть нищета, болезни, старость и смерть. Это открытие так потрясло его, что он отрекся от прошлого, связанного с заблуждениями и непониманием, и отправился на поиски смысла жизни. Отказавшись от существования, полного наслаждений и лишенного горестей, сначала он пытался обрести этот смысл на пути аскезы, занятий йогой в течении последующих 6-7 лет. Но и аскетический образ жизни не привел к постижению человеческого существования. В результате Сиддхарта Гаутама открыл третий - так называемый «срединный путь» - путь, исключающий крайности аскетизма и гедонизма.

Существует легенда о том, что сидя под священным деревом Бодхи, Сиддхарта Гаутама достиг просветления и открыл «четыре благородные истины»:

1. Всякое существование является страданием.

2. Источники страданий - желания и страсти, привязанности и влечения, т.е. все то, что является неотъемлемой частью ограниченного, «обусловленного» существования живых существ, основанного на иллюзии индивидуального « эго».

3. Возможно прекращение страданий. Окончательное освобождение от страданий, выход из «круга сансары» и достижение нирваны.

4. Существует путь, ведущий к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь».

Благородный восьмеричный путь представляет собой(слова «правильный» или «праведный», употребляемые в названиях ступеней восьмизвенного благородного пути, означает также в данном случае «полный», «целостный», «всеохватный». Целостность этого пути проявляется в том, что он охватывает все стороны человеческого существования психики.

1. Правильное воззрение (праведная вера) - это осознание четырех истин, определение смысла жизни.

2. Правильное намерение (праведная решимость) - готовность следовать четырем благородным истинам, строить в соответствии с ними свою жизнь. Осознанный смысл жизни становится значимым мотивом поведения.