Образ молодежи Великобритании: кейс ВВС, страница 5

Руководитель Центра социального проектирования университетского образования и социологии молодежи Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат экономических наук – В. А. Гневашевой, принадлежит работа «Российская молодежь в начале ХХI века: ее социальный образ для нас и для мира» [17]. В такой, более актуальной на сегодня статье, строится образ студенческой молодежи в современной системе ценностей и норм, посредством анализа отношения молодых людей к ценностям ХХ века. В процессе исследования получились следующие выводы: 1) российская молодежь находится в ценностно-нормативном кризисе; 2) студенческая молодежь проявляет большую склонность к влиянию на личность и на сознание, чем остальные категории населения; 3) с другой стороны, студенческая молодежь патриотична и готова к действию в рамках принятых в обществе моральных норм; 4) Российские, культурно исторические ценности предшествующих поколений имеют лишь частичное отражение среди молодежи. Методы, применяемые для оценки образа – это системный метод, аналитический и структурный. 

Исследование, которое ближе к нашей теме, к ВВС, провел заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета – А. А. Королев. В работе посвященной определению образа молодежи в СМИ, профессор находит место и для ее образа в политике.  Его работа «Современная российская молодежь под прицелом СМИ» вытесняет молодежь как отдельную и особо значимую социальную категорию, на которую СМИ ведет настоящую охоту [18]. В статье, представлена статистика, наглядно показывающая все изменения, произошедшие с развитием средств массовой информации. Работа посвящена определению пути манипулирования СМИ, а также причинам становления  образа жизни молодых людей их мышления и сознания. 

Общественная палата Российской Федерации и Комиссия по социальным вопросам и демографической политике подготовили аналитический доклад по итогам 2011 года, г. Москва – «Социальный портрет молодежи Российской Федерации». Особенностью доклада стало то, что образ молодого поколения представлен через призму психологии и социологии, и именно в этом докладе были предприняты попытки создать единый социальный портрет российской молодежи.  Методы создания образа – это анализ данных открытых источников, различных социологических исследований, публикаций в СМИ, отчетов органов власти. Еще один метод, использованный в исследовании, предполагает соотношение образа с его репрезентом, полученным на основе анализа важнейших стратегических документов России. При конструировании социального портрета молодежи была использована Концепция долгосрочного социально-экономического развития России.

Всего нами было изучено порядка 25 работ. Каждая из них отличается своей структурой медиаобраза. Основные элементы мы попытались объединить и применить для нашего исследования во 2 главе. Критерии, которые мы выделили – это пол, возраст; национальность; образование; этические и политические взгляды; ценности; психологическое состояние; образ жизни; состояние здоровья; общественная деятельность; место работы, учебы; место жительства; вредные привычки; внешний облик; хобби; юмор. По Милорадовой Н.Г. структура образа должна включать в себя  познавательную, эмоционально-волевую и поведенческую сферу, описание устойчивых качеств меняющихся признаков, самооценку и самоопределение [27]. Медиаобраз в таком случае – это отражение реального поведения и  практическое отношение к миру. 

Обзор работ, посвященный поиску и определению образа изучаемого объекта, позволил составить три специфически принципиальных направлений в изучении медиаобраза. Первое из них – это образ известных, публичных персонажей в общественной жизни. К таким работам можно отнести поиск образа политического, религиозного деятеля, звезд шоу-бизнеса и др. Например «Образ Жириновского в прессе». К этому же типу относится и образ общественно значимых социальных, политических или экономических явлений. К примеру, «Образ России на основе лингвистического анализа медийных текстов профессиональных журналистов».