Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 4

После распада Советского союза и Организации Варшавского договора Германия выступила за расширение НАТО на Восток, рассчитывая на усиление своего влияния на Восточный и Юго-Восточной регионы и обеспечение большей безопасности. Благодаря поддержке ФРГ, страны Балтии, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия с 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза. Исходя из исторически тесных связей стран Восточной и Юго-Восточной Европы, ФРГ стала и по сей день является их самым крупным кредитором среди западных стран. В конце 1990-х гг. на Германию приходилось 37 % западной помощи в этот регион (на США - 11 %, на Японию - 5 %). ФРГ надеется, что таким образом с неё будет снято обвинение в попытках «германизации» этого региона, так как «германской политике в нем будут приданы европейские рамки».

Однако всё было не так гладко, как хотелось бы: разногласия с США появились при обсуждении новой стратегической концепции на форуме НАТО в 1999 г. Основным камнем преткновения всех дискуссий стал вопрос о возможности становления задач по международному управлению кризисами на ровне с другими важными задачами НАТО, такими как обеспечение безопасности стран-участниц, трансатлантическое единство, коллективная оборона. Германия настаивала и призывала не превращать Альянс в «интервенционистский союз» и в будущем при осмыслении своих задач сосредоточиться на евро-атлантическом регионе. При обсуждении новой стратегии НАТО ФРГ особо подчеркивала необходимость мандата ООН на урегулирование кризисов. В это время возникает ещё один конфликт между США и ФРГ, так как Штаты считали, что «международно-правовая легитимация не всегда обязательна» и возможно «предоставление мандата самим себе» [15]. Германия предлагала исключить из доктрины НАТО положение о применении ядерного оружия, но этого не произошло из-за сопротивления США и Великобритании. Таким образом, в этой ситуации Германия осталась в меньшинстве и не нашла поддержки среди стран-участниц Альянса.

1.2 . Позиция Германии по расширению НАТО на Восток

на рубеже XX-XXIвв.

Ключевым вопросом начала 90-х являлось расширение НАТО на Восток. Дискуссии на этот счет представляют собой частный случай более общей проблемы - окончательной ликвидации системы послевоенного раздела мира и попыток ее пересмотра в соответствии с итогами «холодной войны».

В период развернувшейся в конце 1993 - начале 1994 гг. дискуссии вокруг расширения состава НАТО можно чётко увидеть борьбу конкретных интересов и стратегических планов субъектов политики как в России, так и за рубежом. На тот момент на западе существовало несколько сценариев развития этого процесса.

Первый такой сценарий - сценарий «длинной очереди», затрагивает и отражает прежде всего интересы Соединенных Штатов, их военных и политических элитарных группировок. Сутью данного сценария является постепенное расширение состава НАТО Суть его вкратце может быть представлена как постепенное расширение состава НАТО за счёт Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, Центральной Азии и непосредственно России. Наиболее последовательно данная концепция прозвучала из уст Генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера[6], согласно высказыванию которого одной из главных функций НАТО становится «проецирование» стабильности на страны Центральной и Восточной Европы, и Средней Азии. Перспектива вступления в НАТО самой России также не раз становилась предметом консультаций высших руководителей США и Российской Федерации. Реализация данного плана позволяет обеспечить постепенную изоляцию России несколькими «поясами безопасности» до интеграции самой Российской Федерации в структуру НАТО, а также получить возможность в случае смены последней политического курса на любом этапе прервать дальнейшее расширение системы безопасности имея в активе значительное расширение зоны геополитического влияния.