Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 13

Таким образом, целый ряд факторов сдерживает взаимодействие организаций и усиливает расхождения в позициях по разному ряду вопросов международной политики. Изначально заложенные ограничения на уровне политических соглашений, кризис на институциональном уровне, а также трудности финансового и военного взаимодействия – все эти факторы затрудняют и затормаживают работу ЕС и НАТО. Сотрудничество также затрудняется необходимостью поиска внутреннего консенсуса в ЕС и НАТО между странами, отличающимися повышенной лояльностью в отношении Вашингтона, и сторонниками более независимого курса.

31 марта 2003 года была проведена первая самостоятельная миссия ЕС. Она началась в г. Скопье (Македония) и получившая название «Конкордия», была успешной, завершилась в декабре того же года. Миссия проводилась в тесном контакте с НАТО [17]. Дальнейшее применение на практике соглашений «Берлин Плюс» проходило менее гладко.

В декабре 2004 года стартовала вторая операция «Алтея» миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине. Эта операция стала самой масштабной для ЕС и стала самой масштабной в рамках ЕПБО. Операция ЕС пришла на смену Силам по стабилизации НАТО (SFOR)[17], причем Альянс хотел сохранить военное присутствие в стране после передачи полномочий Брюсселю. Однако руководство ЕС выступило против дублирования усилий, и после долгих переговоров и дискуссий основная роль была закреплена за силами ЕС, структуры НАТО сокращены, а функции чётко разграничены.

Нельзя не отметить, что сотрудничество ЕС и НАТО является уникальным по нескольким причинам. С одной стороны, Босния и Герцеговина была регионом интересов для государств-членов. С другой стороны, обе организации заявляли, что обе группировки преследуют одну цель - интеграция Боснии и Герцеговины в евроатлантические структуры. И, последнее: совместная операция сил ЕС и НАТО не ограничилась только военными составляющими, она включила в себя стабилизацию и реконструкцию в регионе. Таким образом, перспектива расширения членства в обеих организациях стала весомым фактором улучшения эффективности их взаимодействия при осуществлении операции.

Для сравнения затронем показательный пример сотрудничества вне рамок системы «Берлин Плюс», которым стала совместная работа во время гуманитарного кризиса в провинции Дарфур (Судан). Здесь уже есть весомое различие: при осуществлении помощи Африканскому союзу Евросоюз и Альянс фактически действовали независимо друг от друга. Но основным отличием была конкуренция между двумя блоками на политическом уровне. Спор разгорелся на тему расположения единого командного пункта. ЕС предлагал задействовать Европейский центр международных перевозок в Голландии, а НАТО — Штаб ВГК ОВС НАТО в Бельгии.  Блоки не смогли договориться, к каким бы усилиям и компромиссам не прибегали. Вместо быстрой и оперативной реакции блоки продолжали спорить и платить за время споров жизнью гибнущих людей. В итоге было принято решение создать два независимых командных центра [10].

Понимая, что международная безопасность выходит на новый уровень и приобретает глобальные масштабы, НАТО решительно взяла курс на участие в операциях «вне зоны ответственности», за пределами евроатлантического региона. Как можно заметить уже сегодня НАТО вмешивается во внутренние конфликты между государствами без какого-либо разрешения ООН, а тенденцией стало образование коалиций государств, которые от имени международных организаций (или по собственному коллективному решению) реализовали международный мандат на вмешательство (например, коалиции при лидерстве США в операциях в Ираке и Афганистане) [16]. Теперь поговорим о ЕС. В настоящее время отмечается тенденция к привлечению ЕС к постконфликтному урегулированию, становлению гражданского общества, стабилизации ситуации. Под таким углом сотрудничество ЕС и НАТО открылось в Афганистане, где необходимы работники гуманитарных организаций, советники по вопросам развития, управленцы, инженеры, судьи, полицейские. Принимая во внимание, что гуманитарными ресурсами обладают контингенты ЕС, но не миротворцы НАТО, гражданская миссия в рамках ЕПБО могла бы оказать ценную поддержку миссии Альянса в Афганистане, помогая укреплять правовое государство и организовывать учебную подготовку местных сотрудников полиции. На настоящий момент в Афганистане осуществляется полицейская миссия ЕС (EUPOL Afganistan), в рамках которой Евросоюз вовлечен в реконструкцию и развитие страны.