Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 17

Однако, фактически, Германия - сухопутное государство без выхода к морю. Её выходу в открытый океан мешает пролив Скагеррак и мощная военно-морская держава Британия. Если обратиться к истории, то в связи с этим Германия на протяжении всей своей истории старалась избегать прямой конфронтации за политическое влияние вне пределов евразийского континента, чтобы не навлечь на себя военно-морскую блокаду, которая могла нанести мощный удар по ее торговле, а, следовательно, по экономике страны. Поэтому Германия всегда стремилась расширить свою сферу влияния в Центральной и Восточной Европе, где в силу географической близости ей будет проще воздействовать на события в данных регионах и исторически сложившихся торговых отношений. В этом вся суть центрально-европейской концепции Германии, которая предусматривает укрепление политической и экономической сферы влияния ФРГ на восточных рубежах. Во многих отношениях большая заинтересованность Германии во вступлении Польши и Чехии в зону евро является версией этой концепции в 21-м веке.

Однако наличие несущественных интересов в Ливии не объясняет нежелание Германии присоединиться к союзникам в этой операции. В конце концов, в Афганистане у Германии интересов также немного, но Берлин принимает участие в военных действиях. Следовательно, можно сказать, что Берлин за счёт готовности пойти наперекор всем своим атлантическим партнёрам, а также отсутствие национальных интересов представляет собой некую форму самоутверждения: Германия демонстрирует решимость поставить внутренние политические интересы выше своих обязательств перед союзниками, по крайне мере, что касается не самой важной военной интервенции. Главный вопрос на сегодня состоит в следующем: если бы выборы в шести землях состоялись годом раньше или годом позже, то какое решение приняла бы Германия? Если бы не выборы, Берлин мог принять решение послать в Ливию несколько боевых самолетов для обеспечения запрета на полеты авиации, как это сделали Норвегия, Дания, Бельгия и Нидерланды. Но не стоит исключать, что ФРГ могла бы выступить против Франции, дабы подорвать один из главных доводов Парижа в пользу интервенции – а именно, что Европа без милитаризованной Франции не дотягивает до статуса великой державы. Париж хочет, чтобы Германия услышала сигнал о том, что несмотря на ее ведущую экономическую и политическую роль в последние 12 месяцев финансового кризиса еврозоны, Франция по-прежнему является лидером во внешней политике и в военных делах. Но отказавшись от интервенции, а, следовательно, не пойдя за Парижем, Берлин, по сути дела, проигнорировал данный сигнал.

А теперь хотелось бы немного затронуть отношения Федеральной Республики Германии и Российской Федерации. Решение стран воздержаться при голосовании по резолюции ООН принято в момент, когда Берлин и Москва все больше сближаются в энергетических, коммерческих и даже в военных вопросах. Несмотря на общую точку зрения по резолюции ООН, нельзя ещё пока говорить о каких-то чётких свидетельств взаимодействия двух стран по Ливии. То, что Германия проголосовала заодно с Россией, не указывает на сходство мнений, это могло быть простым совпадением, в большей степени это свидетельствует о самостоятельности Берлина во внешнеполитических делах, нежели о схожести его позиций с позициями России. Как бы то ни было, а интересы России, воздержавшейся при голосовании, отличаются от германских интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционно роль ФРГ в Североатлантическом Альянсе была выражена в знаменитой формуле первого генерального секретаря организации лорда Г. Исмея, призывавшего “держать американцев поближе, немцев пониже, а русских подальше”. С того момента, как ФРГ вошла в НАТО в 1955 году, она сразу же показала своё желание и возможность развиваться как новая, мощная держава, становясь в последующем одним из ключевых членов блока, которой отводилась роль страны “передового базирования” основных сил НАТО в Западной Европе.