Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 12

Следующая тенденция - это развитие взаимодействия ЕС и НАТО с не входящими в них странами (главным образом, с СНГ). Собственно говоря, всё определяют сферы влияния, и конфликты возникают в тех странах и регионах, где передел сфер влияния потенциально осуществим. Так как ЕС для большинства стран СНГ является экономическим партнёром, он предлагает им перспективу тесного сближения в обмен на гармонизацию экономического регулирования, технических стандартов, базовых принципов политического устройства. Широкий отклик получили современные партнерские проекты ЕС: Логично, что наибольший отклик получила так называемая «политика соседства и Восточное партнерство». Она направлена на те страны, которые априори готовы на большее сближение. В свою очередь, НАТО вовлекает третьи страны в программу «Партнерство ради мира» (ПРМ)[9]. По состоянию на конец 2010 г., в проект ПРМ вовлечено 50 стран-участниц, из них 28 союзников и 22 партнера.

Таким образом, при оговоренных выше сформированных институтах и тенденциях сотрудничества между двумя организациями на практике упомянутые структуры сталкиваются с рядом сложностей. Они связаны с разными аспектами начиная с институциональных и заканчивая финансовыми и военными аспектами взаимодействия на современном этапе.

  1. После расширения ЕС в 2004 году возник ряд основных проблем. Это проблемы, с которыми сталкиваются подобные организации в институциональной сфере. Они связаны с определенным бюрократическим тупиком. Он характеризуется положением, при котором Кипр и Мальта не получили доступа к информационным протоколам НАТО и не могут принимать участие в заседаниях на уровне Североатлантического совета — Комитета по политике и безопасности ЕС (КПБ), которые являются основным механизмом взаимодействия Брюсселя и Вашингтона (так называемая «проблема участия»). Ситуация «двойного вето» состоит в поочередном блокировании Турцией и Грецией расширения повестки дня заседаний Североатлантического совета — КПБ ЕС и внесения на совместное обсуждение организаций ряда новых вопросов. Эти проблемы, ставшие следствием как несовершенства институциональной структуры сотрудничества, так и политики отдельных государств-членов, вылились в ситуацию, когда развитие диалога ЕС и НАТО по основным вопросам европейской и международной безопасности оказалось заблокированным;
  2. Сложности на уровне финансов: отсутствие единства в вопросах военных расходов на вооружение. Из-за экономического кризиса в ЕС военные расходы многих государств подверглись сокращению из-за необходимости снижения бюджетного дефицита. Только 6 из 26 европейских союзников по НАТО расходуют на эти цели более 2 % ВВП [13]. Кроме того, в связи с развитием ЕПБО потребовалось решить вопросы финансирования потенциальных военных операций Евросоюза. Ряд стран, включая Бельгию, Нидерланды, Италию и Францию, выступали за совместное финансирование военных расходов ЕС из бюджета Союза. В это же время другие страны выступали за принцип расходов «по факту» проведения операций, т.е. когда расходы несут только те страны, которые участвуют в операциях. Консенсус был найден посредством разделения общих издержек на три вида: связанных со штабами, развертыванием войск и другими видами деятельности. Таким образом, ограниченность ресурсов, постоянные противоречия, разные цели и методы их достижения в блоках по вопросу системы финансирования операций в рамках ЕС и НАТО, при невозможности увеличения в ближайшем будущем расходов стран-членов на оборону, делают актуальным вопрос о повышении эффективности управления финансами. Сейчас мы затрагиваем такую тему как внутренние реформы внутри блоков и о развитии коллективных механизмов финансирования в рамках ЕС;
  3. Здесь всё очень просто: Брюссель зависим от Вашингтона в том, что касается планирования, командования, контроля и системы коммуникаций. НАТО берет на себя в большей степени военные задачи в конфликтах «высокой интенсивности», а Евросоюз стремится реализовывать задачи более широкого спектра, включая гражданское кризисное реагирование в конфликтах «низкой интенсивности». Функционально институты ЕПБО в существующем на сегодня виде предназначены для проведения относительно небольших военных, гражданских и комплексных антикризисных операций [18]. В 2006 г. было объявлено о полной боеспособности Сил реагирования НАТО (NRF — NATO Response Force). Это силы особого реагирования, которые способны выполнять любые задачи в любой точке мира и проводить операции любого типа [13]. Фактически, эти новые силы, несмотря на развитие ЕПБО, – это свидетельство поддержки НАТО. Военный контингент этих войск составляют исключительно национальные подразделения, которые выделяют государства в порядке ротации. Хотя и сюда США внесли свою лепту: они предоставляют только отдельные виды боевого обеспечения. Так как количество вооружённых сил в Европе ограничено, то большинство из них относят и к силам ЕС, и к силам НАТО. Такое распределение создаёт проблему «фиктивного участия». С развитием оперативно-тактических групп ЕС сфера его потенциальных разногласий с Альянсом может расшириться в силу того, что существующие сегодня программы инвестиций не соответствуют потребностям современных многонациональных сил.