Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 11

1.2.  Механизм взаимодействия ЕС и НАТО

В целом в Европе и в Евроатлантическом регионе предостаточно различных международных институтов, которые занимаются вопросами безопасности в международной среде и по всему миру. Но безусловно стоит уделить особое внимание таким организациям как ЕС и НАТО.

Однако стоит отметить, что международно-политический ландшафт Европы и её пространства бывает перегружен многосторонними структурами и приводит к тому, что на деле комплексный подход ведет к наращиванию потенциала их взаимозаменяемости и дублированию функций, а это лишние затраты, которые плохо скажутся на положении государства. Логично, что все организации, которые насчитываются на сегодняшний день в мире, конкурируют между собой, а также уменьшают эффективность друг друга. Из-за этой конкуренции снижается эффективность общей системы евроатлантической безопасности. Именно в этой ситуации пример взаимоотношений между ЕС и НАТО будет особенно показательным. На современном этапе не было ещё такого уровня доверия ни в одной организации, когда 21 государство стало членом и ЕС, и НАТО. Таким вхождением стран в организации был достигнут предел географического расширения НАТО и Евросоюза.

Теперь углубимся в ряд рассматриваемых вопросов. Например, каково соотношение сил ЕС и НАТО на евроатлантическом пространстве, если учитывать, что в обеих организациях состоят одни и те же государства? Как это соотношение выражается на практике? Как стоит работать на международной арене, если конфликт интересов неизбежен? Насколько возможно распределение прав и обязанностей между этими группировками? Как обеспечить их взаимодополняемость и взаимодействие? [8].

Данные вопросы не новы на сегодняшний день, они были всегда. Конкуренция среди стран, входящих в эти организации, равно как и иные проблемы трансатлантической (и европейской) безопасности, находятся в центре внимания экспертов и специалистов-международников, а поиск ответов на них тянется ещё с начала создания ЕС и НАТО. В июне 2008 г. в Берлине президент Российской Федерации Д. Медведев инициировал разработку Договора о европейской безопасности, имеющего обязательную правовую силу; год спустя ОБСЕ запустила «процесс Корфу» для более предметного и обстоятельного рассмотрения российской инициативы; одновременно на саммите НАТО в ноябре 2010 г. принята новая стратегическая концепция, призванная сделать организацию более эффективной, активной и действенной [11]. Институционализация отношений между Евросоюзом и Североатлантическим Альянсом крайне важна, стоит отметить, что роль Америки в решении разного рода вопросов безопасности изначально являлась значительной, если не превалирующей. До конца 1990-х гг. НАТО, а значит и США, главенствовала как основной институт, который следит и обеспечивает безопасность в регионе. Первые соглашения между НАТО и ЗЕС - так называемые Берлино-брюссельские договоренности произошли в 1994-1996 гг.

Также исследователи и эксперты-международники отмечают некие тенденции в развитии системы евроатлантической безопасности взаимоотношений Европейского союза и Североатлантического Альянса. Самой главной тенденцией является расширение состава ЕС и НАТО. Эти процессы декларируются как независимые, но дополняющие друг друга. Но стоит отметить, что на данном этапе в историческом контексте вступление в НАТО для ряда стран являлось по сути обязательным, если страна хочет также попасть в Европейский Союз. Можно оспорить довод многих американских аналитиков о том, что европейские столицывольно или невольно поменяли углубление интеграции на ее расширение — ведь тенденция к расширению равновелико применима и к Североатлантическому блоку.