Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 10

Факторами, определяющими отношение ФРГ к блоку НАТО, являлись:

– верность Германии трансатлантическому партнерству: коллективная оборона остается задачей НАТО, а ЕС и НАТО рассматриваются в качестве стратегических партнеров при осуществлении международных мер;

оценка НАТО как одного из важнейших институтов безопасности в Европе и мире в целом;

– стремление использовать опору на Североатлантический союз для решения собственных внешнеполитических задач;

– блоковая дисциплина, давление США на руководство ФРГ;

– несопоставимость вооруженных сил Европейского Союза, за развитие которых выступает ФРГ, с военной мощью США.

ФРГ активно выступала за расширение НАТО и ЕС на Восток, что было обусловлено следующими причинами:

– стремлением ФРГ обеспечить стабильность в непосредственной близости от своих границ, т.е. осуществить «трансферт стабильности».

– Центральная и Восточная Европа является ключевым регионом для ФРГ с точки зрения экономического сотрудничества. Расширение НАТО придавало ему новое измерение и новый импульс;

– укреплением влияния Германии в странах Центрально-Восточной Европы, на европейском континенте и в самом блоке НАТО.

– историческое прошлое, связывающее Германию со странами Центрально-Восточной Европы. Активно способствуя их вовлечению в евроатлантическое сообщество, Германия тем самым снимала многие еще существующие опасения этих стран относительно возрождения германского экспансионизма.

Стоит подчеркнуть, что национальная безопасность ФРГ развивается в общем русле развития НАТО: ориентация на союзное военное вмешательство влюбую точку земного шара с целью предотвращения конфликтов, кризисного управления или защиты прав человека. Все эти подходы отражены в документах НАТО, принятых на юбилейной сессии блока в апреле 1999 г. в Вашингтоне, в ноябре 2002 г. на Пражском саммите и в апреле 2009 г. на саммите в Страсбурге. Одним из ключевых элементов преобразования структуры вооруженных сил Альянса стало создание Сил реагирования НАТО, способных в сжатые сроки быть задействованными в любом регионе мира. Новая ориентация НАТО и акцент на европейскую дееспособность в рамках ЕС стали существенными предпосылками начатой в 1999 г. реформы бундесвера.

Самым важным нововведением является переориентировка структуры, финансирование, оснащение и организацию армии с обороны на борьбу с кризисами за пределами зоны ответственности НАТО, что нашло отражение в «Директиве по оборонной политике» 2003 г. и «Концепции бундесвера» 2004 г., наконец, в «Белой книге» 2006 г.

1.1. Место Германии в военных и командных структурах НАТО

Как только Германия стала единой, её роль стала заметно усиливаться как в Европе, так и в мире. В НАТО Германии отводится одно из главенствующих мест в руководстве военно-политических структур, инфраструктуре и экономике. Отношение ФРГ к блоку НАТО определялось следующими факторами и строилось на их основе: верность Германии трансатлантическому партнерству, отстаивание не только своих национальных интересов, но и умение отстаивать интересы блока; НАТО является важнейшим объединением мира, которое обязывает все входящие в блок страны поддерживать мир и порядок во всём мире; стремление использовать опору на Североатлантический союз для решения собственных внешнеполитических задач. ФРГ выступало и по сей день придерживается позитивной точки зрения о расширении блока на Восток для обеспечения стабильности в непосредственной близости от своих границ и укрепления своего влияния в странах Центрально-Восточной Европы, на европейском континенте в целом и в самом Альянсе. Политические партии ФРГ в разное время придерживались разных точек зрения по отношению к НАТО: коалиция ХДС/ХСС выступала за комплексное обеспечение европейской безопасности силами НАТО и ОБСЕ, усиление европейской опоры Альянса; СДПГ – за больший внешнеполитический вес ФРГ в Европе и мире и обоснование «нового партнерства» с США, в том числе в рамках НАТО; Союз-90/Зеленые эволюционировал от выдвижения идеи поэтапного роспуска НАТО до участия в агрессивных акциях Альянса. Немецкое общество, сохраняя идеи солидарности, не желало участия ФРГ в необоснованных военных акциях НАТО, объясняя это тем, что ненужное втягивание страны в военные действия плохо отразится на стране в мировом сообществе и ударит по её авторитету на арене международных отношений. Создание новой национальной безопасности Германии, а также реформирование бундесвера и переход на новую внутреннюю и внешнюю политику проходило одновременно с эволюцией стратегии НАТО. Новые подходы к современным угрозам, вызовам и рискам предполагали возможность военного вмешательства в любой регион мира для урегулирования разного рода вопросов: кризисного урегулирования, предотвращения конфликтов, гуманитарных катастроф. Германии такая практическая возможность представилась в операциях в Югославии и Афганистане. Но здесь есть место определённой оговорке, которая затрагивает двойственность отношений Германии и НАТО. В конце XX – начале XXI вв. эти отношения можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, Германия сохраняет верность трансатлантической солидарности, с другой, – с течением времени Германия накапливает политическую мощь, чтобы стать более самостоятельным государством в принятии внешнеполитических решений.