Политика ФРГ в рамках НАТО в 2004-2016 гг., страница 3

Озвучив свою новую позицию о глобальном подходе к проведению внешней политики, «обновлённая ФРГ» стремится в рамках этого подхода отстаивать и сохранять свои национальные интересы. Эти интересы заключались в свободе в военной сфере и в возвращении статуса Германии великой державы. Правительство Коля избрало тактику постепенных шагов в процессе расширения участия ФРГ в международных акциях. В 1990-1991 гг. в период проведения военной операции под эгидой ООН в зоне Персидского залива Основной закон ФРГ запрещал использование бундесвера за пределами «зоны ответственности» НАТО, а в пределах зоны НАТО - в тех местах, где во время Второй мировой войны находились солдаты вермахта. В связи с этим Германия в этой войне напрямую не участвовала, а помогала своим союзникам финансовым, медицинским и военным путями, выделив на это треть своего годового военного бюджета (17 млрд марок). Однако США были недовольны тем, что Германия не вступила в эту войну и оказывали всякое давление на правительство Коля.

Первым и самым важным на тот момент успехом для правительства Коля была легализация участия бундесвера в военных акциях. Этот шаг способствовал повышению роли ФРГ как стратегического партнера США и нашел поддержку ее союзников по НАТО. В 1999 г. наиболее широкое применение германские «миротворческие силы» нашли на территории Югославии. Впервые в истории бундесвер принимал участие в военных операциях за рубежом. Ему было поручено контролировать соблюдение эмбарго на Адриатике и Дунае, а также участие в поставках оборудования, средств связи и передвижения, амуниции и оружия для миссий и, наконец, в несанкционированных Советом Безопасности ООН воздушных налетах НАТО на Белград.  Воздушные налёты не были столь успешны, однако внесли огромное политическое значение, которые выводило Германию на новый уровень. Незадолго до начала войны в Косово Г. Шрёдер[5] на конференции по безопасности в Мюнхене заявил: «Германия не может и не хочет идти особым путем. Мы... выросли в союзе. И мы хотим в нем оставаться. Поэтому сегодня мы без всяких "если" и "но" готовы брать на себя ответственность как "нормальные" члены, будь то в ЕС или в НАТО».

Участие ФРГ в Косовском конфликте было с великим одобрением встречено в НАТО, однако вызвало неоднозначную и, скорее, отрицательную реакцию немецкого общества. ПДС подала в Конституционный суд иск против правительства. Пацифистские объединения организовали демонстрации протеста в Берлине. В партии «зеленых» эта акция вызвала кризис Отказ «реалистов» во главе с Фишером от принципиального пацифизма был воспринят многими как утрата партией «политического профиля». Эта акция стоила «зеленым» и социал-демократам многих сторонников.

В итоге оказалось, что бомбовые удары не остановили убийства, волна беженцев заполнила Македонию и Албанию, была разрушена инфраструктура Сербии. После всех событий правительство Германии признало, что данный метод решения конфликта в Косово не может быть использован для урегулирования подобных конфликтов в будущем. Несмотря на эту констатацию, участие Германии в воздушной войне на территории бывшей Югославии и процедура почти без дискуссионного принятия решения о нём в бундестаге стали свидетельством перелома, который произошел с начала 1990-х гг. в сознании германской политической элиты и части населения ФРГ.

Стремление ФРГ играть более значимую роль в ООН являлось одним из ключевых пунктов внешней политики страны. Г. Коль заявил о полной готовности страны принять все права и обязанности по Уставу ООН, включая меры коллективной безопасности, принимать участие в решении общемировых вопросов. «Новая ФРГ» участвует в 15 специализированных учреждениях ООН, в реализации программ экономического развития и сотрудничества. На 2003-2004 гг. она в четвертый раз получила место в Совете Безопасности среди десяти непостоянных членов. Германия заняла ведущее место в восточноевропейской политике, активно заполняя вакуум, который возник в этом регионе после распада СССР. Германия заинтересована в его стабилизации, в успешном проведении в его странах демократических реформ, создании рыночной экономики, улучшении жизненных условий населения.