Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 4

Развивая свою мысль, Алимжаков А. в корреспонденции старается убедить читателя, что это не локальный вопрос, ждущий конкретного, оперативного вмешательства, а проблема, которую надо решать на государственном уровне. Мастерство журналиста в значительной степени определяется аналитической зоркостью, способностью его своевременно выявлять актуальные, общезначимые проблемные ситуации, всесторонне осмысливать, точно интерпретировать их, исходя из насущных потребностей определенной отрасли. Так республика готовилась сдать государству очередной миллиард пудов зерна, а речные перевозки могли дать миллионы рублей экономии. Однако следует учесть, что журналист не смог копнуть до "второго дна", поставить вопрос в такой плоскости: почему в республиканской конторе Заготзерна не в чести хозяйственный подход и меры по повышению эффективности перевозки грузов на дальние расстояния. Вместе с тем, он в других хорреспонденциях затрагивает проблемы повышения продуктивности отар за счет выведения новых пород овец, строительства чабанских домов на зимовье, что могло бы коренным образом улучшить быт чабанов на участках отгонного животноводства и их культурное обслуживание.

В творчестве Алимжанова А. определенное место занимают статьи, написанные им в разные годы. Это - "У них и у нас","Главная забота человека", "К естественному руслу","Величие красоты" и другие. В "Величие красоты" Алимжанов А. за основу повествования берет-подвиг библиотекаря Кати Каткович, незначителыгый факт героизма простого советского человека во время землетрясения, оставшуюся спасать книги в библиотеке. За два дня было спасено тридцать папок рукописей. Публицист сумел на примере ее героизма поднять важную проблему государственного масштаба - защиты памятников культуры и истории в Казахстане. Автор для раскрытия темы умело использует метод сравнения.

Следует отметить, что значительная часть статей написана после декабрьских событий, вызвавших необходимость, объективного раскрытия картины действительности, проанализировать и обобщить происходящие изменения в обществе. Специфика статьи отличается наибольшей широтой обобщений, глубиной анализа фактов по сравнению с другими жанрами.

Алимжанов А. в своих исторических очерках доводит до сознания читателя, что в средние века на территории современного Казахстана преобладала высокая городская культура. Тем самым, дает отпор тем, кто считал и пытался доказать невежество и дикость целого народа. Поднимает проблему бережного отношения к творениям культуры прошлого в Казахстане и призывает общественность пересмотреть свои взгляды на историю родного народа и заняться вплотную вопросами сохранения невосстановимых ценностей исторических памятников.

Определенное место в творчестве публициста занимают очерки, посвященные Мухтару Ауэзову, известному рисоводу Ибрато Жахаеву. Все герои газетных портретов выписаны зримо и живо. Ануар Алимжанов еще раз подтверждает истину, что только в своеобразном и индивидуальном может во всей полноте раскрыться тигагческое, ординарное явление.

Среда, 26 мая 2010«Нет у нас сегодня долга более высокого, чем борьба за саму жизнь, за справедливость, за человечность... Степень осознания нашего долга есть мера нашей ответственности перед народами наших стран, перед Человеком», – говорил Ануар Алимжанов, первый секретарь правления Союза писателей Казахстана, в своем докладе на V Конференции писателей стран Азии и Африки 4 сентября 1973 года в Алма-Ате (он и был главным организатором этого форума).

В этих словах – сам Ануар как журналист, писатель, как Человек. 12 мая сего года ему исполнилось бы 80 лет...

Он ушел в мир иной в 63 года...

Имя Ануара, я уверен, известно не только читателям и любителям литературы Казахстана, но и всем почитателям его таланта в пределах и далеко за пределами СНГ. Его произведения переведены на десятки иностранных языков. Сам он побывал почти в 60 странах мира во главе или в составе писательских делегаций СССР, а также по личному приглашению известных деятелей культуры. Где бы он ни был, всегда интересовался историей, литературой той страны, ее народа и, разумеется, там рассказывал о родине, о своем народе, его культуре, быте и обычаях.