Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 14

Литературное произведение в определенном смысле является метасемантическим отпечатком архетипических структур в их живом динамическом виде  с тем лишь отличием, что он семиотически организован авторской стратегией и представляет своего рода стратагему его отношений к эстетическому объекту и к реальности одновременно. В этом плане анализ скрытых парадигм позволяет выявить структуру малых и больших архетипов, обрисовывающих  старую языковую картину мира от самых что ни есть древних праформ родового значения до маркеров современного развитого социума.  

В прозу Алимжанова входит и публицистика, и баллетристика, лирические монологи, драматургические элементы. Необходимо подчеркнуть, что во всех произведениях писателя доминирует эпическое повествование. Это связано с тем, что на всем протяжении своего писательского пути Алимжанов был верен определенным темам, постоянно возвращался к ним, углубляя и обнаруживая в них новые грани, нахожил новые идейно-эстетические ориентиры.

Безусловно, что эстетическая основа художественной системы в творчестве Алимжанова сформировалась как результат жизненных наблюдений, как влияние классической русской и мировой литературы, но, прежде всего, как результат глубокого и вдумчивого проникновения в историческое прошлое родного народа. Проза Алимжанова изобилует лиризмом в высоком понимании этого определения. Все эстетически высокое, приподнятое, возвышенное, говорит ли писатель о матери-женщине, о первом зарождающемся чувстве юноши, о любви к Родине, об участии к одинокому человеку или незаслуженно обиженному ребенку; - везде писатель находит задушевные слова, соответствующие интонации, доверительную тональность, в которой звучит его речь.

В произведениях Алимжанова субъекты эпического повествования не ограничены рамками героической эстетики, они являются презентами и лирического начала, и носителями идей, участниками великой драмы идей: это и поэты, и акыны, и музыканты, и философы. Таким образом, круг традиционных эпических героев расширяется. Критерии даны в прозе Алимжанова, эти критерии самого главного мерила человеческой личности, критерий исторической и жизненной значимости человека – критерий Пути. Путь человека и Путь народа, поколений. Отсюда наша ориентация на «дорогу людей». Эта концепция, данная самим писателем, помогут установить классификацию субъектов эпического повествования в синхронном и диахронном плане, показать преемственность дороги отцов и детей, дедов и внуков, пращуров и правнуков. Шелковый путь и дорога людей в понимании Алимжанова объединяют разные эпохи, разные поколения тюркских народов. По «шелковому пути» идет цивилизация восточных народов, не только тюрков. Этот термин «шелковый путь» бытует уже давно. Он означает в своем первоначальном номинационном облике путь из Китая, Индии в Византию через Иран и Туран. Алимжанов вкладывает в этот термин свой дополнительный смысл. Это путь из Индии и Китая в Отрар – центр протоказахской цивилизации. Если первоначальный смысл термина «шелковый путь» имел скрытый смысл и означал одностороннее движение шелка и его провоз – контрабандный и легальный – из Китая в Византию, то по концепции Алимжанова шелковый путь – двустороннее движение культур Китая в Казахскую Сары-Арку и обратно. Этот путь проходит и по Ирану, и по странам арабского Ближнего Востока. Это путь активного мирного сотрудничества, который развивает не только экономику стран, связанных этим путем, но и осуществляет обмен духовными ценностями: науками, философией, поэзией, культурными навыками, выработанными разными цивилизациями. Если есть путь, следовательно, есть люди, идущие по этому пути. Первый отличительный признак субъектов эпического повествования – это их движение по пути. Движение по пути не с пустыми руками, не с пустой душой и головой или с дубиной в руках, подобно разбойнику, а движение с ценным культурным багажом, который можно показать другим, обогатить других людей духовно, но и познакомиться с таковыми в других странах, обогатить свой ум, память, утолить свою жажду познания. Такая трактовка шелкового пути в прозе Ануара Алимжанова сопрягается с аналогичной трактовкой термина «Дорога людей».