Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 15

А путь великого ученого аль-Фараби из Отрара – путь светлого ума от незнания к высотам науки и культуры, поиск города справедливости, «Атлантиды», своеобразной, утерянной страны, аналогичной той, о которой писал Платон с своей «Политике». Мечта аль-Фараби – найти Атлантиду – родину древних тюрков.

Путь великого протоказахского святого Кожа Ахмет Яссави – путь этического совершенства, путь Совести, согласно которой доджны жить люди. Алимжанов сопрягает фигуру Яссави с его Мавзолеем, корреляция эта взаимодополняет обе характеристики. Смысл и значение фигуры Яссави, как субъекта эпического повествования отличается от общепринятого истолкования, от, так сказать, «канонического образа», созданного на протяжении последних лет в нашем общественном сознании.

Путь Махамбета («Стрела Махамбета») – путь чести и достоинства народа – сопрягается с путем Курмангазы – великого музыканта и борца за свободу. Сырым Датов, Исатай Тайманов – полководцы из народа – выглядят второстепенными фигурами рядом с этими гигантами. Потому, что путь борьбы, военной освободительной миссии должен освещаться великой идеей, иначе борьба за освобождение потеряет смысл, одни угнетали будут изгнаны, свергнуты, но на их место придут другие. Продолжится проклятая историческая круговерть: смена правителей на ханских престолах. Выход из проклятого тупика видится в дороге людей, по которой ведут народ гиганты, как Махамбет и Курмангазы.

В прозе Алимжанова есть люди, персонифицирующие лирическое начало, есть люди, носители идеи и безликие люди, не персонифицирующие ничего, кроме своего физического тела и потребностей, которые это тело испытывает. Народ с сочувствием к людям-идеям, людям, презентирующим лирическое начало. Они понимают, что такое люди – явление редкое, можно сказать уникальное, и заслуженно окружают этих людей почетом, уважением, хранят их в своей памяти.

Служение идее может носить характер беззаветной преданности идее, готовности к самопожертвованию во имя этой идеи. Служение идее ради самой идеи, фанатическое гипертрофированное восприятие идеи является страшным бичом для человечества. Другой смысл имеет служение идеии во имя человека – таким служителем выступает Аскар из произведения «Дорога людей», его далекий предок Абу-Наср аль-Фараби.

Все произведения Алимжанова – история нравственности и духовного созревания его прототипа – Аскара. Разбросанные в разных книгах исповедально-эпические, лирико-философские экскурсы в прошлое и будущее – все это биография героя, описание его духовного развития, а конец пути – сознательное стремление построить правдивую, для себя, а не для казенного потребления историю казахов, восстановить протоказахский космос таким, как он видится маститому писателю-мыслителю с высоты его шестидесяти лет.

Другой герой этой книги Жанибек. Жанибек так же, как и Аскар из аула Карлыгаш. Их детства прошло в одном ауле, и у оба выросли без отцов. Отцы их не вернулись с фронтов великой отечественной войны. Общий мотив, который пронизывает повествование о Жанибека – это сиротство. Эта энергия горьких воспоминании о прошедшей жизни, о трудном детстве объединяет жизни Аскара и Жанибека. Аскар историк, путешесвенник. Он сначала отправился в путешествие по Казахстану для раскопок. Для исследования восстановления истории Казахстана и народов средней Азии. Поэтому, дорога Аскара – дорога интеллектуала, который идет путем исторического материала и через них реставрирует в своем сознании путь всего своего народа. Аскар на этом пути все время растет и усложняется потому, что он познает. Познание во внутрь духовного мира человека. Пути Жанибека и Аскара отличаются тем, что путь Аскара направлен на большой мир, а путь Жанибека экстравертный путь.

Духовный путь Аскара пролегает от детских дней в селении Карлыгаш до студенческой скамьи в Казахском университете, а затем начинаются поиски правды в лабиринтах времени, связанных с жизнью и деяниями великих казахских просветителей и мудрецов аль-Фараби, Кожа Ахмет Яссави и других светлых умов. Путь мудрецов и героев проходит через столетия, приближаясь к недавнему историческому прошлому – нашествию джунгаров, восстанию Сырыма Датулы и Исатая Тайманова, к временам Курмангазы и Махамбета, а затем к Чокану Валиханову, Абаю, Шакариму, Магжану, Мустафе Шокаеву… этот путь проходит через все «мосты».