Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В прозе Алимжанова постоянно присутствовала идея национального самоопределения. Уже в ранних своих книгах «Синие горы», «Караван идет к солнцу», «Сувенир из Отрара», а затем в «Возращении учителя» он ставит проблему самоопределения казахского народа. В романах «Стрела Махамбета» и «Гонец» развивает эту тему в ретроспективном плане. «Дорога людей» и «Познание» позволяет взглянуть на эту проблему с иной стороны. Вместе с тем в поле зрения Ануара Алимжанова постоянно присутствовал вопрос пути человеческого, народного. От этих проблем Алимжанов переходит к проблеме соотношения Истины и Веры, Воли и Силы, Силы и Разума, которые приводят к проблеме возникновения Космоса в первоначальный Хаос. В этом кругу находится и вопрос о месте художника, творца в истории народа. Подробный анализ его прозы, в частности, романа «Дорога людей» обосновывает то, что драма идей, представленная в прозе Алимжанова, постоянно возвращается к пассионарности казахаского народа в прошлом и возможность возрождения этой пассионарности. Все необходимые предпосылки им подготовлены в предшествующих книгах, публицистике, лирических отступлениях и драматических полемиках идей, портретных зарисовках субъектов эпического повествования, объектах мифотворения – было собрано для последующей пространственно-временной классификации мира.

Алимжанов умело использует в тексте языковые и выразительные средства, которые помогают наиболее доходчиво и ясно передать идею автора. Диссертантом рассматривается употребление публицистом образных средств русского языка, а также тюркизмов. Указывается, что использование тюркизмов автором продиктовано его стремлением к созданию образной языковой картины мира и, что тюркская лексика органично вплетается в ткань повествования, способствуя адекватному восприятию читателем содержания художественного текста. Вместе с тем исследователь, приходит к выводу, что повтор как один из стилеобразующих компонентов присутствует в основном в очерках. И это закономерно, так как публицист, создавая свои произведения опирается на языковые традиции своего народа.

В целом, художественное исследование А.Алимжановым темы пути налицо. Тем более, все это представлено в концептуальной форме. Писатель не устает напоминать читателю о двух вещах: во-первых, должна быть какая-то цель существования народа, стремящегося к самоопределению, оправдывающее его движение, и, во-вторых, народ – частица человечества, и своей историей он достигает той же цели, которая стоит перед всем человечеством.

Список литературы

1. Исмакова А.С. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль. — Алматы: Ғылым, 1998. — 394 с.

2. Ровенский Н. История учит оптимизму // Ровенский Н. Назначить себе высоту. Литературные портреты, статьи, размышления. — Алма-Ата: Жазушы, 1973. — С. 52-59.

3. Ананьева С. Русская проза Казахстана. Последняя четверть ХХ — первое десятилетие ХХІ века. — Алматы: ИД «Жибек жолы», 2010. — 356 с.

4. Рустемова Х. Концепция человека и истории в прозе Ануара Алимжанова. Автореферат. Алматы, 1998г

5. Жаксылыков А.Ж. Типология архетипа Дом в образцах  современной прозы, Алматы,

6. 13.     Жаксылыков А.Ж. Предтечи слова в поэтической культуре жырау. – МОН РТ, Худжандский государственный университет имени академика Бабаджана Гафурова, Научный журнал  «Ученые записки»  Серия гуманитарно-общественных наук:  История. Филология. Педагогика.   № 2 (43), 2015 с.120-127

7. Юнг К. Г. Психология бессознательного, – М.: Канон, 1994. -320 с.

8. Жаксылыков А.Ж. "Публицистика Ануара Алимжанова"

9.

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

СОЧИНЕНИЯ

1.  1962 «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше» ;

2.  1963 «Караван идет к солнцу» ;

3.  1964 «Синие горы» — повесть о современности;

4.  1965 «Пылающее копье»

5.  1966 «Сувенир из Отрара» ;

6.  1969 «Стрела Махамбета» ;

7.  1969 «Гонец» ;

8.  1974 «Трон Рудаки», историческая повесть;

9.  1979 «Возвращение учителя» ;

10. 1984 «Дорога людей» ;

11. 1992 «Познание».