Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 3

После первого опыта в исторической прозе, повести «Сувенир из Отрара» (1966), Ануар Алимжанов обращается к крупной жанровой форме. Один за другим выходят исторические романы писателя, впоследствии выстроившиеся в цикл повествований о судьбе казахского народа чуть ли не за тысячу лет его истории. Начав с первой половины XIX века, когда народ, отстаивая свое право на существование, поднялся с оружием в руках против местных властей (это роман «Стрела Махамбета», 1969), писатель углубился в век XVIII, первую его четверть (это «Гонец», 1974), в период, когда судьба Казахстана тесно сплелась с судьбой русского народа. А затем шагнул в еще более глубокие дебри истории, в век Х-ый («Возвращение учителя», 1979). В последнем, четвертом романе цикла, попытался в едином сюжете совместить далекое прошлое, современность и будущее (это роман «Дорога людей», 1984).

Работая над романом о Махамбете, А. Алимжанов во многом опирался на устные рассказы, бытовавшие в народе. Придворная жизнь при хане, поездка в Петербург, невольное приобщение к идеям декабристского движения, разрыв с ханом, участие в движении Исатая Тайманова, его разгром – все это описано А. Алимжановым с глубоким знанием предмета.

Мотив союза казахов с русским народом пронизывает и страницы романа «Гонец». Казахи в прошлом постоянно находились под угрозой исчезновения в результате натиска джунгарских ханов, так как на протяжении многих лет воинственные джунгарские племена вторгались на казахские земли. Очевидно, что в том смысле объективно прогрессивную роль сыграл союз казахских племен с Россией.

Каждый народ внес свою лепту в мировой прогресс, утверждает А. Алимжанов романом «Возвращение учителя». Писатель отправляется по следу своего великого предка – гениального ученого-философа аль-Фараби, который жил и творил в Отраре и чье имя известно на всем Востоке.

Очень талантливо рассказывает писатель и о своих современниках. Произведения А. Алимжанова высоко оценены во всем мире. Они переведены на языки народов СНГ и зарубежных стран. Среди афро-азиатских писателей Ануару Алимжанову одному из первых в 1985 году присуждена «Международная премия народной республики Конго за укрепление дружбы между народами Азии и Африки и активное содействие в борьбе за свою самостоятельность». За ряд произведений на темы Индии в 1969 году А. Алимжанову была присуждена премия имени Джавахрлала Неру. Писатель награжден орденами Дружбы народов и «Знак Почета», медалями.

Тема международной жизни появилась в публицистике Алимжанова А. благодаря его работе в "Литературной газете". Из обширного списка зарубежных тем газеты, журналист предпочитает освещать: буржуазный образ жизни, идеологию и политику сионизма, мирное сосуществование государств, национально-освободительное движение и неоколониализм. Он часто в публикациях приводил факты из жизни зарубежных стран и рассказывал о деятельности международных организаций. Иногда из под его пера выходили материалы, разоблачающие антисоветские и антикоммунистические выступления буржуазной пропаганды.

Определенное место в публицистике Алимжанова А. занимают корреспонденции, написанные им в пятидесятые годы. В них можно выделить несколько тематических направлений и проблем, которые поднимает автор. В корреспонденции "Пустые баржи стоят у причалов", дорожные наблюдения, до поры до времени находившиеся в периферии сознания, пройдя скрытый "инкубационный" период, дали возможность журналисту раскрыть существо отображаемых процессов, установить причинно-следственные отношения между фактами и позволили увидеть явление в его глубинном, сущностном содержании. Автор концентрирует внимание на определенном круге вопросов. За двумя, казалось бы малозначительными дорожными наблюдениями, скрывается злободневная, интересная тема, далеко выходящая за рамки воспроизведенных частных случаев. Он последовательно идет от частного к общему.