Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 2

В феврале 1954 года студент пятого курса отделения журналистики КазГУ Ануар Алимжанов становится корреспондентом областной газеты "Алма-Атинская правда" (ныне- "Огни Алатау"). В диссертации подробно рассматривается творческий рост молодого журналиста.

Алимжанов А. в начале своего пути журналиста-профессионала, кор-респондента областной газеты "Алма-Атинская правда" не имел ярко выраженную тематическую специализацию. Писал "отовсюду обо всем" или в зависимости от задании редакции накануне командировки. Но их можно условно сгруппировать по следующим направлениям: проблемы сельской торговли и нарушения допущенные должностными лицами потребкооперации отдельных районов; партийная жизнь; целинная тема и проблемы отгонного животноводства; театральное искусство и кино; моральный облик советского человека.

Он писал критические материалы, в которых выявлял те недостатки, которые другие старались не замечать, обойти стороной и в них открыто называл фамилии виновников. Журналист расширил географию публикуемых материалов "Алма-Атинской правды".

В советский период областные газеты как бы. негласно делили "сферу влияния". Газеты на казахском языке печатали материалы из отдаленных районов, где преимущественно проживали представители коренного населения. А областные газеты, издающиеся на русском языке, освещали жизнь промышленных районов, расположенных ближе к областному центру, и где основную массу подписчиков составляли русскоязычные читатели. Алимжанов А., в сочсршенстве зная родной язык, нарушил эту традицию: география его материалов охватывает отдаленные районы, такие как Нарынкольский, Кегенский, Уйгурский, Чиликский. К примеру, в первый месяц работы из пяти опубликованных материалов только один написан им из столицы республики.

В первый год работы в редакции столь солидного издания он не смог проявить себя как полноценный собственный корреспондент "Литературной газеты" по Средней Азии и Казахстану. Но в "писательской газете" терпеливо и бережно пестовали молодого журналиста, дали ему время и возможность научиться писать так, как пишут другие в редакции. Покровительство Мухтара Омархановича, творческая атмосфера в коллективе редакции, плюс трудолюбие и талант Ануара дали свои плоды. Постепенно, из года в год расширяется диапазон его творческих тем, что дается ему за счет отказа от одних информационных жанров и освоения других - аналитических.

Молодой журналист со временем находит свою специализацию -как жанровую, так и тематическую, из которых выделяются такие, как освоение целинных и залежных земель; рациональное хозяйствование, социально-экономические и культурные проблемы сельской глубинки и т.д. Он пишет большую часть своих очерков, репортажей, памфлетов, которые позднее вошли в его сборники репортажей, очерков "Когда встречаются друзья","Белый друг, желтый друг, черный друг", "Пятьдесят тысяч миль по воде и суше", "Джемшидова чаша" и других. Позже они только перепечатывались в разных его книгах, где менялись иногда их названия и год написания.

В шестидесятые годы своеобразием творчества Алимжанова можно отметить освоение им таких жанров публицистики, как очерк и памфлет. Однако журналист отказывается и от репортажа, обращается к нему в экстремальных ситуациях, когда обстановка требует оперативного освещения событий, таких как землетрясение силой 7,5 балла в Ташкенте.

Журналистская деятельность дала возможность А. Алимжанову окунуться в глубины жизни родного края, познать его насущные проблемы. Жизнь дала писателю и темы первых публикаций. Его очерки складываются в книги: «Белый друг, желтый друг, черный друг» (1958), «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше» (1962). На основе увиденного и пережитого создается повесть «Пылающее копье» (1965). Рождается повесть «Караван идет к солнцу» (1962), а также «Синие горы» (1964), принесшая писателю особое признание и удостоенная республиканской Государственной премии.